ГлавнаяМненияОбразование и наукаВведут контроль «опасной» классики

Введут контроль «опасной» классики

 

Стало известно, что Общественная Палата в эти дни готовит проект учебника по русской литературе для средних школ. Об этом сообщил Павел Пожигайло, председатель комиссии Общественной Палаты по сохранению историко-культурного наследия, который руководит группой специалистов, занимающихся этим вопросом. Интересно, что пока нет сведений об инициаторах проекта. Дело в том, что Министерство культуры всячески «открещивается» от своей причастности к разработке нового учебника.

Смысл создания нового учебного пособия – в унификации школьного преподавания литературы. Главная цель, которой стараются добиться специалисты, - способствовать воспитанию патриотических чувств, ощущению гордости за свою страну, а также научить детей уважать культуру других народов. Еще одно предназначение нового учебника – формирование в школьниках семейных ценностей.

Составители учебника будут стремиться к тому, чтобы литературные герои с «неправильным» поведением не становились для молодого поколения образцом для подражания. Это означает, что необходима новая, «правильная» трактовка отобранных литературных произведений.

Среди привычных произведений, включающихся в школьную программу вот уже многие десятилетия, были найдены «потенциально опасные», К таковым отнесены, например, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Гроза» Александра Островского, гражданская лирика Николая Некрасова, сатирические сказки Михаила Салтыкова-Щедрина, а также критические произведения Виссариона Белинского.

С точки зрения экспертов, Катерина из «Грозы» - обычная несчастная девушка, не сумевшая справиться со своими страстями и покончившая с собой по причине слабости. Пожигайло приводит в противовес несчастной Катерине девушку с похожей судьбой, но сумевшую преодолеть страсть и проявившую недюжинную мудрость в этом вопросе, - Татьяну Ларину из «Евгения Онегина», которая успешно вышла замуж и обрела счастье.

Мы уже могли слышать недовольство новой школьной программой со стороны Президента РФ Владимира Путина. В феврале этого года, выступая на «Всероссийском съезде родителей», он высказывал сожаления по поводу исчезновения из школьной программы литературных произведений Алексея Толстова, Николая Лескова, Александра Куприна и других русских писателей. Правда, Президент выразил надежду на то, что ситуация будет исправлена, поскольку для этого еще есть время, - ведь новые стандарты должны вступить в силу с 2015-2016 учебного года. Завершая свою речь, Путин сказал, что он рассчитывает на соответствующие выводы, которые надлежит сделать определенным инстанциям.

Если вспомнить последние высказывания Путина относительно школьного курса истории, можно сделать вывод – Президент хотел бы видеть учебник по истории для средней школы другим. В идеале, он хотел бы увидеть учебное пособие, единое для всей страны, которое успешно заменило бы собой разнообразные книги, трактующие прошлое нашей страны с различных позиций.

Общественная Палата предлагает интерпретировать русские классические литературные произведения с одной позиции – чтобы избежать двоякого их прочтения. Преподавание творчества некоторых авторов теперь будет контролироваться. Предполагается, что скоро увидит свет пособие для учителей, в котором будут даны четкие разъяснения, как именно следует трактовать то или иное литературное произведение.

Какие принципы должны стать основой для составителей подобного пособия?

Михаил Бударагин, заместитель главного редактора газеты "Взгляд":

Интересна идея перечитать русскую классику. «Преступление и наказание»? Сомнительно: как это так – проститутка Соня Мармеладова выписана с положительной точки зрения! «Мертвые души»? А кто позволил насмехаться над государственными чиновниками? Ведь именно это и делает Гоголь, описывая, как Чичиков навещает по очереди «государственных людей» - Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.

Я хочу сказать, что любую книгу любого русского классика при желании можно интерпретировать как «вредную». В «Капитанской дочке», например, Пушкин сочувствующе относится к бунтовщику Емельяну Пугачеву, который пошел против власти. В шолоховской «Поднятой целине» развратник дет Щукарь подсматривает за купающимися женщинами. Да любое произведение – потенциальная опасность для неокрепших умов подростков!

Самая лучшая реакция, на которую мы можем надеяться после запрета всех этих книг, - это возросший интерес детей к чтению. Ведь, если запрещают, - значит, интересно!

Введут контроль «опасной» классики
Тимур Агишлян Объективный взгляд на актуальные вопросы