ГлавнаяМненияОбразование и наукаМеханизм ЕГЭ будет изменен

Механизм ЕГЭ будет изменен

Разработан проект изменений, которые, возможно, будут внесены в действующий порядок сдачи ЕГЭ – Единого Государственного Экзамена. Одно из изменений – открытый банк заданий, который предлагается сделать к 2015 году. В таком банке будут содержаться огромное количество вопросов и заданий, вызубрить которое просто невозможно, - гораздо легче выучить школьный курс того или иного предмета. Предполагается, что в открытый банк не войдут вопросы повышенной сложности, которые предназначены для абитуриентов, претендующих на высокий балл. Что касается итогового задания, то его будут формировать либо для каждого выпускника, либо для целого класса. 

ЕГЭ предлагается сделать двухуровневым, при этом первый (базовый) уровень будет содержать тесты, а в профессиональный – второй – уровень будет входить сочинения и задачи. 

Огромное количество критических замечаний вызвал ЕГЭ по русскому языку. Сбылись практически все мрачные предсказания относительно того, что на знание этого предмета тестовая система окажет негативное воздействие. По наблюдениям Ярослава Кузьминова, ректора ВШЭ, многие выпускники не способны прочесть и понять текст, а также очень слабо разбираются в литературе. ЕГЭ по русскому языку, возможно, целесообразно заменить сочинением по истории или по литературе. 

Интересно, что о необходимости изменений ЕГЭ говорится уже давно. Не раз отмечалось, что нужно создать единую базу заданий, и что следует ввести сочинение. Особенно эти вопросы стали актуальными после повального списывания, которое наблюдалось среди выпускников в прошлом году. 

В этом же году в процессе сдачи ЕГЭ происходили беспрецедентные скандалы. В интернете можно было найти все ответы еще накануне экзаменов, происходили случаи продажи ответов родителям выпускников. На Северном Кавказе большинство сдающих ЕГЭ могли получать ответы на мобильные телефоны. 

Ширится такое явление, как ЕГЭ-туризм: родители отправляют своих детей для сдачи экзамена в дальние населенные пункты с целью облегчить процесс. 

После окончания ЕГЭ была проведена проверка, обнаружившая многочисленные нарушения. 77% перепроверенных работ были оценены неправильно, за многие работы были поставлены сильно завышенные баллы. Результаты проверок стали причиной увольнения Ивана Муравьева - Главы Рособрнадзора. Кроме того, освобожден от занимаемой должности Игорь Реморенко, заместитель главы Минобрнауки. Именно Реморенко был куратором ЕГЭ. 

Последние результаты, которые наблюдались во время и после сдачи ЕГЭ, требуют значительных изменений в самой системе проверки знаний выпускников школ. Дмитрий Ливанов, Глава Минобрнауки, согласился с большинством изменений, которые предлагают эксперты. Он заявил, что Единый госэкзамен будет развиваться в одном из двух направлений. Либо задания с выбором ответов останутся, либо они будут заменены чем-то другим. Во втором случае понадобится система, при которой эти задания имеются в экзамене первого – базового – уровня. В экзамене второго уровня, предполагающего выявление творческих, креативных личностей, можно будет оставить тестирование. 

Андрей Демидов, сопредседатель независимого профсоюза работников образования «Учитель»: 

ЕГЭ всегда стремились реформировать, постоянно вносились какие-то предложения, к которым министерство никогда не прислушивалось. ЕГЭ просто ввели на территории России – сразу после экспериментального периода, не сделав никаких выводов и наблюдений, не обсудив и не подведя итоги. 

Сейчас на предложения обратили внимание. Вероятно, это вызвано огромным количеством скандалов, произошедших в этом году по поводу ЕГЭ. Школьники, пытавшиеся сдавать экзамен честно, оказались чуть ли не в дураках: списавшие их обогнали. Назрела серьезная необходимость диалога. 

Эксперты Общественной палаты внесли немало адекватных предложений. Если говорить о гуманитарных предметах, то здесь практически невозможно выявить уровень знаний при помощи тестов. Необходимо оценить владение речью, способность анализировать и многие другие аспекты. Поэтому следует сделать письменный и устный экзамены, а также разделить ЕГЭ на две части – выпускную (тестовую) и вступительную. 

Однако я уверен, что все разумные предложения относительно ЕГЭ в очередной раз будут отброшены. Выход один – создать общественную коалицию, в которой будут задействованы политики и педагоги, а возможно, и учащиеся. Без этого вряд ли будут внесены какие-то изменения.

Механизм ЕГЭ будет изменен
Виктор Самохвалов Объективный взгляд на актуальные вопросы