Где купить: стул урания?
ГлавнаяМненияМаркетинг и реклама«Звезды» среди нас

«Звезды» среди нас

Все мы слышим, как на работе о ком‑то говорят: «Это наша звездочка». И сразу представляется образ скромного, работящего, но выдающего блестящие результаты сотрудника. А когда слышим — «это наша звезда», возникает уважительное, но отторжение. «Звездочка» — трудяга и скромняга, «звезда» — равнодушно взирает с небосклона. Вроде и разницы — один маленький суффикс, — а оказывается, что испытание медными трубами может пройти не каждый.

Как‑то я консультировал компанию, работающую в сфере услуг. Там случился конфликт. Руководство решило внедрять новую систему оплаты, где премии выплачивались по показателям эффективности, но отдел, где работали самые «звездные» специалисты, взбунтовался в полном составе. «Звезды» пригрозили, что если такую систему введут, они немедленно уйдут к конкурентам. Руководство покряхтело, подумало и отыграло назад. И проиграло дважды: не выстроило эффективной системы оплаты, потеряв время и деньги, и показало свою слабость, о чем долго вспоминали те, кто сумел «прогнуть начальника».
«Звезда» есть в каждом коллективе. Так устроена корпоративная жизнь: всегда есть претенденты на профессиональный олимп, с пафосом и страстью. И здесь важно вовремя угадать, когда «звездочка» теряет симпатичный суффикс и превращается в малоприятную «звезду». Вот несколько рекомендаций.

Начнем с «рождения звезды». На первоначальном этапе «звезда» еще не созрела. Сначала амбициозный сотрудник, накопив минимальный опыт, склонен демонстрировать «звездность» тем, что заглушает рекомендации руководителя, более опытных коллег и слабый шепот здравого смысла. Таких склонны прощать. Молод, горяч, да и не ошибается тот, кто не работает. Только разница в том, что начинающая «звезда» на ошибках не учится — ни на своих, ни на чужих. А когда становится «зрелой звездой», ситуация становится только хуже: он может выполнять сложную работу, но не хочет ей заниматься. Зато склонен давать экспертные комментарии, критиковать и демонстрировать, что уж он‑то знает дело получше начальника. Отсюда один шаг до самой клинической стадии — «полной звезды»: теперь сотрудник убедил всех в своей ценности для компании, теперь даже последняя уборщица знает, что на нем все держится. Он начинает спекулировать своим положением и профессиональными возможностями и действительно не хочет работать на прежних условиях.

И что вам, как руководителю, делать с этим «звездным гороскопом» в своей компании? На самом деле «оперативное вмешательство» (уволить) не решает проблемы — звездное место пусто не бывает, и на смену уволенному придут такие же амбициозные. Можно, например, формализовать ценность сотрудника, сделать его главным критиком и неформальным лидером. Профсоюзов в корпорациях нет, но некий авторитетный «голос недовольных масс», обратная связь с коллективом нужна, вот пусть этим и занимается «звезда». В одной компании я видел, как местную «звезду» директор рекомендовал собранию так: «А теперь слово предоставляется главному эксперту по нашим трудностям и недостаткам Денису. Прошу, Денис».

Другое дело, что «звезда» — это не человек, а стихия. Ей трудно управлять. Это как с шизофренией: одну таблеточку вовремя не примешь — и зови санитаров (сиречь специалистов по подбору персонала или бизнес-консультантов). А тут уже совсем другие издержки. Так что лучший выход — середина: держать «звезду» в ситуации вынужденного развития. Чтобы он применял свои знания в новом проекте (должности, отделе), но при этом постоянно нуждался в руководителе, наставнике, советчике. «Звезды» — они же как дети. Главное, занять их чем‑то полезным, чтобы не шумели. А хороший начальник всегда знает, чем их надо занять, направляя «звездную» энергию в корпоративное русло. В конце концов, если звезды зажигают, значит, это кому‑нибудь нужно.

«Звезды» среди нас
Ефим Чеботарев
бизнес-консультант
Деловое издание «Сфера влияния» Журналистика мнений. Новый красноярский журнал. Особенности издания СВ:
1. Свежий взгляд на бизнес.
2. Ориентированность на читателя.
3. Оригинальное визуальное оформление.
4. В каждом номере присутствуют статья анализирующая тот или иной сегмент рынка или бизнес, комплексно описывающий тенденции, проблемы и сценарий возможного развития – от ритуальных услуг до внутреннего туризма.
5. Колумнистика.

Главный редактор – Данила Юсьма
Корреспонденты – Владислав Толстов и Евгений Волошинский
Тел. +7 (391) 2-66-7777
Коммерческий директор – Буриченко Светлана
Тел. +7 (391) 2-66-7777 вн. 1213