Наконец-то подписано долгожданное соглашение между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом». Отныне российский газ будет поступать в Украину по цене 268,5 доллара за одну тысячу кубометров. Это зафиксировано в дополнениях к контрактам и скреплено подписями глав двух держав.
Сделанный шаг позволит Украине сберечь более 130 долларов с каждой купленной тысячи кубометров газа. Подобная экономия – совсем не лишняя для Украины, находящейся на грани экономического краха.
По словам Путина, это решение можно рассматривать как временную меру, вообще же России и Украине еще предстоит выработать долгосрочную схему, позволяющую эффективно взаимодействовать в газовой сфере.
Вторая хорошая новость для украинцев – правительство России решило вложить в украинские ценные бумаги 15 миллиардов долларов. Как отметил президент Путин, это решение было принято в связи с пониманием, что бюджету Украины сейчас необходима поддержка, так как украинская экономика переживает не лучшие времена.
Владимир Путин отметил, что в ходе встречи были достигнуты и другие соглашения с президентом Украины Виктором Януковичем, однако вопрос вступления Украины в Таможенный союз не обсуждался.
Александр Стоян, депутат Верховной Рады из фракции Партии регионов:
Это победа здравого смысла и трезвого расчета. И россияне, и украинцы – славяне, наши народы издавна находились в дружественных отношениях, и сегодня мы выражаем признательность России за помощь в трудную минуту. Достаточно вспомнить кабальный газовый договор, подписанный в свое время Юлией Тимошенко, - он обошелся украинцам слишком дорого.
Я считаю, не стоит портить отношения и с Европой. В различных европейских странах сегодня проживают и трудятся примерно 5 миллионов украинцев. Разумеется, поддерживать хорошие отношения с Европой мы будем. Но в трудный период нас все-таки поддержала не Европа, а Россия. ЕС обещал только один миллион, и то в обмен на подписание соглашения.
Собравшиеся на Майдане требуют вступления в Евросоюз, но нельзя забывать, что народ Украины находится в разных ситуациях: если Западная Украина почти массово работает в Европе, то Восток и Юг ничего бы от этого вступления не выиграл. На востоке страны необходимо развивать производство, ведь в промышленности работает огромное количество людей.
Россия выручила нас сегодня приличной суммой – 15 миллиардов долларов позволят поднять из руин главные украинские экономические отрасли. Кроме того, колоссальным плюсом для всего населения страны является снижение цен на газ. Россия обеспечила мощный толчок украинской экономике.
Константин Симонов, российский экономист, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности:
Решение Путина стало настоящим спасением для Украины. Во всяком случае, на некоторое время. Украина отдалилась от края пропасти. Вероятность дефолта отодвинулась, как минимум, на несколько месяцев, потому что и скидка на газ, и вливание в украинскую экономику 15 миллиардов долларов стали весомым бонусом.
Однако такой шаг России нельзя считать панацеей от финансового кризиса. Теперь все зависит от действий украинского правительства. Необходимы серьезные модернизации, необходимы крупные инвестиции в разваливающееся производство и никак не развивающиеся сельское хозяйство. В настоящее время Украина фактически «проедает» последние крохи, оставшиеся после развала Советского Союза. Если ничего не делать, то 15 миллиардов, полученные от России, лишь оттянут крах, но не спасут страну.
Владимир Омельченко, ведущий эксперт украинского Центра Разумкова:
Скидка на газ и крупные вливания в украинскую экономику означают, что Россия рассчитывает что-то получить взамен. Пока неясно, что именно, но ведь Россия не могла пойти на такие уступки просто так.
Неизвестно, какой объем газа будет нам продан по сниженной цене и на какое время нам его хватит. Есть и другой нюанс: дешевый газ из России означает свертывание украинских проектов по реверсу газа из Европы. «Накрывается», кроме того, и разработка в Украине сланцевого газа. А невыполнение обязательств перед Европой наверняка отпугнет от Украины европейских и международных инвесторов.
Пока мы видим лишь надводную часть айсберга. Остальное остается в тени. Не придется ли Украине пожалеть о достигнутом соглашении через некоторое время?