Начиная с 11 марта, на территории России действует приказ о повышении цен на крепкие спиртные напитки: водку, бренди и коньяк. С этого дня минимальная стоимость пол-литровой бутылки алкоголя составляет 199 рублей, тогда как еще недавно цена оставалась на уровне 170 рублей.
И это – еще не предел. Планируется еще одно повышение цен, 1 августа: официальная минимальная стоимость водки будет составлять уже 220 рублей.
Сотрудники Росалкогольрегулирования объясняют повышением акцизной ставки и подорожанием зерна и винограда, а еще – ростом тарифов на газ и электричество.
Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя:
Стоит отметить, что водка, которая в магазинах продается по 199 рублей за пол-литра, - это в основном нелегальная продукция. Что же касается качественного алкоголя, то он будет продаваться минимум по 245 рублей.
Все дело в том, как происходит ценообразование. Среднестатистический россиянин, вероятно, не подозревает об этих процессах. Водка с завода имеет отпускную цену 33 рубля. Добавьте сюда акциз в размере 100 рублей. Не забудьте об НДС – это 18%, то есть плюс еще 24 рубля. Вот вам уже 157 рублей. Остальное – накрутки: оптовая и розничная.
Эти накрутки стоят отдельного разговора. С точки зрения государства, оптовик может установить наценку в 5%. А ведь нужно помнить о том, что его накладные расходы составляют, как минимум, 10%. Кроме того, продавцу нужно что-то заработать. Вот откуда появляется накрутка в 20% и больше. 20% - это плюс 31,4 рубля. Считаем – получаем 188,4 рубля за бутылку. И последний этап – розничная наценка, которая по определению не может быть меньше 30%. Вот откуда берется цена легальной водки в магазине – 245 рублей, а то и больше.
Даже тогда, когда официальная минимальная стоимость водки составляла 170 рублей за пол-литра, в действительности магазины торговали ею по 200 рублей. Если же вы увидите в магазине водку, которая стоит столько же, сколько составляет официальная минимальная цена, - знайте, что это, вероятнее всего, подделка.
Политику государства в этом вопросе можно назвать фискальной: по сути, изымаются деньги у потребителей, готовых платить за качественный алкоголь.
Интерес государства к алкогольному рынку значительно вырос после кризиса, разразившегося в конце 2008 года и ставшего причиной обрушившихся цен на газ и нефть. Ведь доходы, полученные от экспорта энергоносителей, - это основные статьи государственного бюджета. Ранее не наблюдалось никакого фискального интереса со стороны государства, так как акцизы с алкоголя приносили в бюджет всего 1-2%.
Теперь государство получает хорошую прибыль от повышения акциза на спиртные напитки. Если в 2008 году легальная водка стоила от 100 до 110 рублей за пол-литра, то сегодня официальная минимальная стоимость составляет 245 рублей, то есть в 2,5 раза больше.
Следует ожидать изменений, причем в негативную сторону, в секторе подпольной, поддельной продукции, в производстве суррогатов. Нелегальный алкоголь тоже повысится в цене, при этом его качество будет неуклонно снижаться.
Задача легализовать рынок алкоголя практически невыполнима. В России водка и другие спиртные напитки стоят дороже, чем в любой другой стране, в пять раз, если сопоставлять эти цены со средними доходами граждан.
Например, в прошлом году за 8000 рублей (средняя зарплата) можно было приобрести 40 бутылок водки. Пособие безработного в Германии – 1000 евро, и на эти деньги безработный может купить 220 бутылок недорогой водки (ее цена в Германии – 4,5 евро). Таким образом, налицо разница в 5 раз.
Если говорить о Европе, то там нелегальный алкоголь составляет не более 10% рынка. Российская же суррогатная алкогольная продукция – это 65% от всего рынка, и всего лишь 35% приходится на долю легального алкоголя.
Интересно, что обычно акцизы на спиртные напитки повышаются с 1 января. В этом же году власти предоставили населению отпраздновать всенародно любимые праздники 23 февраля и 8 марта, поднимая себе настроение алкоголем по «старым» ценам, и только с 11 марта была повышена официальная стоимость водки. Это решение можно расценивать как защиту потребителя.