В Омске разразился скандал. В продажу поступили банки с пивом, на которых изображены герои Великой Отечественной войны. Фактом заинтересовалась прокуратура и решила проверить, насколько это законно с точки зрения федерального законодательства, - с этической точки зрения и так все ясно.
А началось все с публикации в местных СМИ: рекламировалась коллекционная партия пива «Сибирская корона». Помимо портрета героя, каждая банка содержит описание его подвига. «Лицами» баночного пива стали реальные люди – летчики, разведчики, замученные в концлагерях советские люди.
Со стороны регионального управления антимонопольной службы высказываются претензии по поводу распространения «ненадлежащей рекламы алкогольной продукции». Имеют ли право производители размещать на банках с пивом персональные данные Героев и ветеранов войны?
Татьяна Бородина, представитель омской прокуратуры:
Основной вопрос прокуратуры к производителям – насколько реальны люди, изображенные на банках. Возможно, это вымышленные люди?
Елена Иванова, PR-менеджер ОАО «САН ИнБев»:
Наша компания решила отказаться от выпуска партии пива в коллекционной упаковке, вызвавшей столько нареканий. Мы с уважением и восхищением относимся к подвигу воинов Великой Отечественной войны. Нашей целью была попытка поделиться с современниками фактами из истории войны, напомнить молодежи о подвигах их предков.
В процессе оформления упаковки мы использовали фантазийные изображения. Все факты на банках – правда, а вот имена были нами заменены. Еще пару десятилетий назад об этих подвигах знал каждый. Сегодняшнее молодое поколение, к сожалению, мало интересуется историей и мало знает о страшной войне. Наша компания попыталась рассказать об этом наиболее доступными средствами, не нарушающими закон.
Вадим Колосов, специалист по индивидуальной собственности и интернет-праву:
Производители алкогольной продукции, с одной стороны, сделали попытку определенного просвещения. Они стремились привить уважение и интерес к отечественной истории. С другой стороны, ветераны или их наследники вправе требовать привлечь производителей к ответственности, поскольку на банках размещены подлинные факты из биографий. Согласно действующему законодательству, если истории, напечатанные на упаковке, соответствуют действительности и никак не искажены, - формально ничего не нарушено.
Персональные данные не взяты из личных архивов, они находились в свободном пользовании в интернете, публикациях и учебниках истории.
Если говорить об изображениях, то, если эти лица – подлинные фотографии действительно существующих или существовавших людей, то они сами или их наследники могут подать иск в суд за незаконное использование изображений. Если же портреты – придуманные образы, то закон не нарушен.
Куда обратиться, чтобы добиться запрещения подобной рекламы? Скорее всего, сможет помочь Федеральная антимонопольная служба: объяснить, что изображение образов героев и информации об их подвигах на банках с алкоголем – поступок, противоречащий всем нормам морали и этики.
Нина Крючкова, председатель Московской организации ветеранов блокадного Ленинграда:
Я возмущена произошедшим. Как можно рассказывать о войне на пивных бутылках? Было очень горько, когда я узнала об этом.
Геннадий Серегин, фронтовик:
Я сразу представил себе пустую смятую жестянку из-под пива, которая вместе с другим мусором валяется в контейнере. Это что – попытка сохранить память о войне?
Александр Артемов, председатель омского областного отделения «Единой России»:
Я не могу назвать это иначе, чем глумлением над исторической памятью нашего народа. Это могло произойти где угодно – в Германии, Англии, но не в России.