Госкомпания «Автодор» подписала меморандум с китайской ГК «China Communication Construction Corporаtion» («СССС») о взаимодействии в части совместного строительства моста через Керченский пролив. Компания «CCCC» готова стать инвестором в строительстве транспортной инфраструктуры Керченского моста. Более того, стороны пришли к соглашению ведения взаиморасчетов в рублях и юанях, минуя конвертацию через доллары.
Сергей Кельбах – глава госкомпании «Автодор»:
Китайские коллеги берут на себя долгосрочные обязательства по работе в консорциуме с компаниями из России. В эти обязательства входит не только строительство, но и эксплуатация данного проекта. При такой продолжительной совместной работе с иностранными партнерами, возникают валютные риски, связанные с валютной конвертацией.
Российская сторона, предложила китайской стороне для исключения хеджирования рисков – осуществлять взаиморасчеты через прямую конвертацию юаней в рубли и обратно при посредничестве крупных российских банков и их представительств в Китае.
Дмитрий Раннев – генеральный директор ФК GKFX:
Сейчас, любые действия, направленные на разработку и реализацию совместных проектов межу Россией и Китаем являются предупреждающе-значимыми в геополитическом раскладе сил. Подобные продвижения доказывают подъем и упрочение взаимоотношений двух крупных держав, а также способность России обходиться без привлечения западных партнеров и инвесторов в реализации сложных проектов.
Не менее важно, что сотрудничество Москвы и Пекина выйдя за приграничную территорию Дальнего Востока – расширяются дальше.
Россия и Китай сделали первый шаг к снижению значения доллара в международных расчетах. Претворяя в жизнь план по прямым расчетам в юанях и рублях – партнеры демонстративно показывают возможность отказаться от основной валюты, без которой не совершается ни одна сделка в международном товарообороте.
Китай – мировой лидер по строительству дорог и мостов. Крупная Государственная компания «CCCC» имеет не только огромный опыт в реализации масштабных инфраструктурных проектах, но и располагает возможностью финансирования строительства в юанях.
На ее счету такие уникальные сооружения, как самые длинные в мире:
- 36-ти километровый трансокеанский вантовый мост, соединяющий через залив Ханчжоувань материк Шанхай и Нимбо;
- 32,5-ти километровый морской перекрестный морской мост Дунхай, связывающий Шанхай с глубоководным портом Яньшань;
- висячий мост Сихоумень – второй в мире по длине висячего пролета.
Также нельзя не упомянуть Шанхайский мост и тоннель под рекой Янцзы, общая протяженность которых составляет 22,5 км. Длина тоннеля – 8,9 км. Конструктивно тоннель выполнен в два уровня: верхний – дорога для автомобилей с разрешенной скоростью 80 км/ч и по три полосы в каждую сторону, нижний уровень предусмотрен для строительства метро.
Практика и компетенция как нельзя к стати поможет оценить и выбрать оптимальный план проекта транспортного соединения Краснодарского края и Крыма. Всего было предложено к рассмотрению 74 варианта, в том числе и подводный тоннель.
Из всех предложенных вариантов моста, ГК «Автодор» выбрал проект совмещенных: железнодорожного и автомобильного мостов по острову Тузла длинной 6,1 и 1,4 километров. Данный вариант, как наиболее перспективный, и был предложен правительству РФ.
Стоимость нового моста через Керченский пролив ориентировочно оценили в 283,19 млрд. руб. (8 млрд. долларов). В эту сумму входит также строительство автомобильных (25, 8 км.) и железнодорожных (83 км.) подходов к нему. Из них, на строительство самого моста запланировано 149 млрд. руб. Срок выполнения работ – 3,5 года.
Предполагается госгрант на проект порядка 200 млрд. руб., а недостающие 80 млрд. руб. – вложения частных инвесторов. Минтранс не исключает финансирование проекта Фондом национального благосостояния.
Интерес инвесторов может заключатся в долгосрочном плане получения доходов, в случае взимания платы за проезд по мосту.
По оценке экспертов ГК «Автодор», выручка за 20 лет платной эксплуатации может составить:
- инфраструктуры железной дороги мостового перехода – 64,7 млрд. руб;
- проезд по мосту – 228,3 млрд. руб., при сборе платы со всех видов автотранспорта или 77,8 млрд. руб. при получении платы за проезд только грузового автотранспорта и автобусов крупного габарита.
Дмитрий Ранеев:
Период, который понадобиться для окупаемости моста может составлять 10-15 лет, и зависит от:
- активности привлекаемых инвесторов, которые будут вкладывать свои капиталы в развитие Крыма, что повлечет за собой интенсивную эксплуатацию транспортных потоков;
- отношений с Украиной.
Не исключено, что потребуется и значительно больше времени – от 25 до 30 лет. Все зависит от количества предоставляемых государством льгот, для проезда по мосту различных категорий граждан.
Причем, монетизировать проект на этом участке, мы считаем вполне разумно. На Западе широко используется подобная практика, да и в России тоже такая практика начинает активно применяться.
Иван Андриевский – первый вице-президент «Российского союза инженеров»:
Проект моста через Керченский пролив является в настоящее время самым востребованным. Попасть в Крым можно только самолетом или паромом. На машине необходимо проехать по объездной дороге 1200 км, тогда, как прямой путь от порта Кавказ до Керчи составляет всего 5 км. Практичные китайцы оценили возможную доходную составляющую моста, и поэтому с большой охотой желают внести свою лепту, а лучше сказать – миллионы и даже миллиарды юаней.