В Госдуму, депутатами Чеченской республики был внесен на рассмотрение законопроект, направленный на противодействие терроризму. Этот законопроект предполагает дополнить федеральное законодательство такими дополнительными мерами наказания за терроризм, как: конфискация имущества у боевиков и увеличение сроков лишения свободы за такие преступления.
Согласно нового законопроекта, должна быть усилена ответственность по статьям 205-205,5 и 206 УК РФ: организация террористического сообщества и участие в нем, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, содействие террористической деятельности, террористический акт, захват заложников.
Все эти статьи предполагают дополнить конфискацией имущества и арестом банковского счета с дополнительным видом наказания – изъятием всех денежных средств.
Кроме того, по всем этим статьям, парламент Чечни предлагает увеличить сроки наказания. Так, за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности предлагается установить срок лишения свободы от 20 до 25 лет (действующий – 15-20 лет), публичные оправдания терроризма или призыв к нему карать сроком 3-5 лет (сейчас: от 2 до 5 лет), при содействии террористам и их деятельности, наказывать сроком заключения 10-15 лет (сейчас: 5-10 лет), при совершении теракта группой лиц, предлагают установить срок наказания 15-20 лет (сейчас: 10-20 лет), за осуществление террористического акта предлагается карать сроком 15-25 лет (сейчас: 8-15 лет). За захват заложников наказывать лишением свободы сроком от 10 до 15 лет (сейчас 5-10 лет).
Конфискация имущества предполагает изъятие в принудительном порядке имущества, которое находится в собственности осужденного с последующей передачей в собственность государства или пострадавшему лицу, с целью возмещения морального вреда и имущественного ущерба. Согласно законопроекта, конфискация имущества может быть применена при осуществлении преступлений против общественной безопасности. Конфискацию имущества предлагают применять, как к осужденному, так и к его близким и родственникам, при доказательстве, что данное имущества было получено ими за счет средств террориста, или при содействии родственниками в его деятельности с любой форме.
Следует добавить, что по всему миру сейчас «в тренде» ужесточение мер против терроризма. Так, в Малайзии, власти собираются принять закон о превентивном аресте лиц, подозреваемых в пособничестве террористической деятельности.
Шихамуддин Хусейн – министр обороны в своем выступлении 12 января:
Не только мы работаем в этом направлении. И Франция, и другие страны Европы рассматривают возможность в изменении своего законодательства с целью ужесточить ответственность за терроризм.
Разработкой «Закона о предотвращении терроризма», мы занялись задолго до того, как группировка ИГИЛ («Исламское государство» - прим.) активно начала действовать.
Сомневаюсь, что есть в мире страна, которая бы считала, что она находится в безопасности от возможной атаки ИГИЛ. Произошедшее в Париже это показывает.
Владимир Сотников – старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, газете «Взгляд»:
Угроза терроризма существует абсолютно для всех стран. На территории Чечни, вполне может произойти теракт подобный парижскому.
Слова же президента Чеченской республики – Рамзана Кадырова о введении жестких мер против терроризма на этом фоне выглядят абсолютно оправданными, поскольку ситуация в этом просто – катастрофическая.
Вот только, как это ни парадоксально, но порой жесткие меры оказывают противоположный эффект, и со стороны террористов идут еще более варварские атаки. Конечно, это не говорит о том, что надо ничего не предпринимать и сидеть сложа руки. С терроризмом необходимо продолжать бороться.
Анатолий Выборный – депутат Государственной думы, член комитета по безопасности, газете «Взгляд»:
Предложенный законопроект заслуживает довольно серьезного внимания.
Мое мнение таково: разговаривать с террористами надо разговаривать на таком языке, который они понимают. И чем жестче применяемые меры, тем больше вариантов, что такие люди прежде задумаются перед тем, чем что-то предпринять или во что-нибудь ввязаться.
Один из наиболее действенных способов оказать влияние на террористов и могут быть предложенные меры в отношении их родных и близких, которые могут владеть информацией о подготавливаемом преступлении, и с молчаливого согласия которых гибнут люди.
На месте, российское законодательство не стоит, и оно – постоянно развивается. Если особой необходимости раньше не было в рассмотрении новых законопроектах по этому вопросу, то сейчас, в свете происходящих террористических событиях, она может появиться.
Сейчас мы являемся свидетелями того, как терроризм снова поднимает голову, а значит, необходимо принимать адекватные меры.
Антон Цветков – Председатель комиссии Общественной палаты России по общественной безопасности, газете «Взгляд»:
Я полностью поддерживаю усиление ответственности как для террористов, так и для их сообщников. А сообщники, как я понимаю – все люди, которые не только оказывали помощь в подготовке преступлений, но и знали и молчали о готовящимся преступлении.
Я поддерживаю решимость Рамзана Кадырова в борьбе с экстремистами. Понимаете, он находится на передовой, и кому как не ему лучше других знать с кем и каким образом надо бороться.
Если взять Израиль, то там используют много из предлагаемых мер, и которые себя очень хорошо зарекомендовали. Если говорить в целом о мерах по борьбе с терроризмом, то мы должны понимать, что происходит война – и, как говорят: «на войне, как на войне»