Свои технологии и деньги предлагает Китай для строительства железной дороги из Москвы в Пекин, по которой можно будет преодолеть расстояние в 7 тысяч километров за два дня. Китайские технологии – не хуже европейских, а денег значительно больше, чем в стагнирующем ЕС, у которого в свое время Россия покупала «Сапсаны». От нового «шелкового пути» можно ожидать кардинального изменения мировой торговли, как в случае с появлением Суэцкого канала в свое время.
Муниципальные власти Пекина заявили о готовности Китая построить высокоскоростную железную дорогу, которая свяжет Москву с Пекином, и стоимостью проекта в 242 млрд. долларов (1,5 трлн. юаней).
На фоне охлаждения отношений между Европой, США и Россией в последний год по причине конфликта на Украине, - сотрудничество России с Китаем только ускорилось. Решение о начале работы в области высокоскоростного железнодорожного сообщения, Пекин и Москва приняли еще осенью прошлого года, о чем был подписан меморандум между госкомитетом КНР по реформам и развитием – корпорацией «Китайские железные дороги» с одной стороны, и Минтрансом РЖД и РФ – с другой.
Целью документа является разработка проекта евразийского высокоскоростного транспортного коридора Пекин – Москва, который пройдет через Казахстан, и который будет включать высокоскоростную магистраль (ВСМ) Казань – Москва.
На территории России, она свяжет Уральский экономический регион и Поволжье, затем пройдет по Казахстану, и завершающий третий участок проложат по КНР: из западной части, в северную – на Пекин через Урумчи.
Александр Мишарин – первый вице-президент РЖД:
По нашим расчетам, на строительство нового «шелкового пути», придется потратить от 8 до 10 лет. Если посмотреть на масштаб значение и высокоскоростной железной дороги Пекин – Москва, то это можно сравнить со строительством Суэцкого канала. Канал оказал неоценимое и немедленное значение на всю торговлю в мире, поскольку дал возможность обогнуть за рекордные сроки весь мир.
Значимость партнерства Китая и России в создании нового «шелкового пути» стоит по значимости рядом с контрактом исторического значения – поставкой в Китай 30 млрд. куб. м. газа в год на $400 млрд., подписанный в мае 2014 года. Еще можно выделить две заключенных из особо важных сделок, каковыми являются: своповая сделка по обмену 150 млрд. юаней ($24 млрд.) на рубли и подписание договора об недопущения двойного налогообложения.
С самого начала, Россия развивала партнерские отношения по высокоскоростному железнодорожному сообщению – с европейскими странами. Там закупались высокоскоростные поезда из-за того, что у нас отсутствовали собственные технологии и наработки. Так, немецкая «Simens» сделала для России – «Сапсаны», итальянская «Alstom», поезда – «Аллерго». В Москве планировали локализовать производство «Сапсанов» в России по технологии немецких производителей, но до этого так дело и не дошло. Теперь уже нет сомнений, что направление сотрудничества по высокоскоростному сообщению переориентируется на китайское направление. Такому сближению сам Запад и помогает.
Высокоскоростные железные дороги, Европейцы развивают давно, и технологии у них – сильные. Однако, Китай смог нагнать их: там учатся очень быстро. Знания и технологии в строительстве железных дорог китайцы получили на базе достижений Японии и Европы.
Иван Андриевский – первый вице-президент Российского союза инженеров:
Технологически, Китай шагнул далеко в сфере высокоскоростного ж/д сообщения благодаря передаче ему технологий, таких хорошо зарекомендовавшими себя производителями, как: «Кавасаки», «Альстом» и «Бомбардье». КНР, перенимая технологии, успешно на их основе создает свои разработки. Пример – поезда «СRН-380А», которые развивают скорость более 350 км/ч. Если говорить о строительстве железных дорог, то китайцы в этом продвинулись далеко вперед. Так, с начала 2004 года в Китае запущена коммерческая железнодорожная линия на магнитном подвесе, которая обошлась в $10 млрд.
Георгий Ващенко – ИК «Фридом Финанс»:
Если китайцами будет построена хотя бы одна дорога, к примеру, от Владивостока до Хабаровска, то у них появятся шансы подвинуть конкурентов из Германии, технологии которых, надо заметить – значительно отстают китайских, которые в свою очередь основаны на более передовых: японских и французских
В дополнение ко всему, Китай не только умеет и хочет работать в России, но и предлагает выполнить строительство этого инфраструктурного масштабного проекта в более дешевом решении.
Так, при исполнении проекта по китайским технологиям, стартовая цена стоимости строительства нового «шелкового пути» будет – $230 млрд., в другом случае, она составит - $350 млрд. То есть, Китай предлагает вариант строительства 1 километра высокоскоростного ж/д пути по себестоимости в $33 млрд., тогда как мировая цена составляет - $50 млрд. (не учитывается дополнительные затраты по прокладке трассы в субарктической климатической зоне).
Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК «Финанс Менеджмент»:
Подобный масштабный проект можно будет осуществить только общими усилиями Китая, России и Казахстана. Приемлемый механизм разделения доходов и расходов найти будет нетрудно. Не совсем обязательно, чтобы все стороны были «кошельком» в проекте: вкладом в строительстве может быть, например, выполнение страной-участницей каких-либо работ и предоставление требуемых материальных ресурсов, необходимых для реализации проекта – другим странам.
Нет сомнения, что существующая сложная экономическая ситуация в России не помешает в реализации этого проекта. Тем более что начало выполнения его будет не завтра, а значит есть время для того, чтобы накопить ресурсы.