ГлавнаяМненияМаркетинг и рекламаКонсалтинг с армянским акцентом

Консалтинг с армянским акцентом

Thumb_1718_0e11301a5be002e196b81cc902665075_big

Гримаса российского PR-рынка: одни крупные игроки борются за клиентов, другие - спокойно почивают на обслуживании государственных заказов. Не так давно одно из популярных сетевых изданий порадовало читателей рассказом о том, как «креативно» чиновники в Москве подходят к делу укрепления межнациональных отношений.

Если вкратце, то дело было так. В сентябре 2012 г. департамент по межрегиональному сотрудничеству, национальной политике и связям с религиозными организациями решил срочно (до конца года) потратить на дружбу народов около 10 миллионов рублей. Выигравшее конкурс пиар-агентство «ИМА-консалтинг» изъявило готовность на эти деньги повысить толерантность у футбольных болельщиков. В результате на свет появилась акция «Футбольное братство», заключавшаяся, судя по отзывам в Интернете, в загадочной маршировке людей с фанатскими шарфами в перерыве матча «Торпедо» - «Нефтехимик». Обе команды, как вы понимаете, сверхпопулярны, так что мероприятия получилось мощнейшим – особенно если учесть, что происходило это все в 14 часов и в понедельник… Про акцию рассказали газеты и телеканалы, на чем история «Футбольного братства» и завершилась. Межнациональные отношения не пострадали.

Но чтобы по-настоящему оценить эту историю в жанре «байки о бесхитростном распиле», стоит вбить в поисковик название фирмы-исполнителя. Поскольку для «ИМА-консалтинг» «Футбольное братство» - не просто неудачная акция а, так сказать, штрих к портрету. Очередное подтверждение заслуженной «профессиональной» репутации.

Консалтинг «от Вартана»

На рынке пиар-услуг агентство «ИМА-Консалтинг» работает давно, но его «звездный час» настал, пожалуй, в конце прошлого года, в разгар выборов в Госдуму. И агентство, и его генеральный директор Вартан Саркисов засветились в федеральном медиа-поле по-полной! Тогда Мосгоризбирком выпустил серию пропагандистских плакатов, посвященных дню голосования. И тут же появилась наружная реклама «Единой России», выполненная в том же стиле, что и у ЦИКа. Оппозиция подняла шум. Стали разбираться. Выяснилось, что избиркомовскими плакатами занималась «ИМА-консалтинг», выигравшая тендер. Сам г-н Саркисов этого не скрывал: давал комментарии СМИ и цинично подчеркивал, что у Мосгоризбиркома нет эксклюзивных прав на изображение и их может купить у «ИМА-консалтинг» кто угодно. При этом не указывалось: купила ли «Единая Россия» эти права или нет?

Впрочем, пожелай она это сделать, думается, ни копейки бы не потратила (как, похоже, и вышло). Ибо В. Саркисов убил двух зайцев – и от избиркома заказ получил и своей партии подфартил. Почему «своей»? Потому что у него там и должность есть: в отделении «ЕР» ЦАО г. Москвы он значится как зам. секретаря Политсовета местного отделения. Чудное слияние партии власти, PR-бизнеса и избирательной комиссии. После этого не стоит объяснять, почему плакаты «ЕР» и избиркома оказались похожи как однояйцевые близнецы. Зато какая экономия на креативе получилась, вовсе не надо мозги напрягать!

Стоит отдать должное г-ну Саркисову. Получил хороший контракт для фирмы: не в этом ли мера эффективности его как руководителя? Ну а то, что потом скандал вышел – так это дело десятое, уже из этической сферы. Правда вот из подобных историй общество делает вывод в целом о PR-специалистах, которые ничем не гнушаются.

Невидимый «пиар»

Впрочем, и скандалами «ИМА-консалтинг» удивить трудно. Во всяком случае, от работы они Саркисова, кажется, не отвлекают: проекты по почти бесследному исчезновению бюджетных средств его агентство штампует регулярно.
Например, в летом прошлого года «ИМА консалтинг» выиграла конкурс на информационно-аналитическое обеспечение развития местного самоуправления. Цена вопросов – 16 миллионов рублей. На эти деньги предполагалось проводить мониторинг социальных сетей, социологический исследования, обучающие занятия для «муниципалов» и вообще делать много полезного.

Вот здесь журналист Вера Кичанова, сама являющаяся муниципальным депутатом, рассказывает про то, как пыталась обнаружить хоть какие-то следы 16-миллионной работы. Пересказывать не будем – почитайте, это увлекательно.

А вот еще одна история. Все та же компания за 3 с лишним миллиона обещала в прошлом году информировать жителей Центрального округа Москвы о реализации программы комплексного развития этого самого округа. За эти деньги предполагалось в том числе... организовывать встречи населения с окружными и районными чиновниками. Интересно, на что тут предполагалось тратить деньги. Не хочется думать, что на оплату «правильного» населения, которое не будет задавать на встрече всяких ненужных вопросов. Но если не нет – то на что?

Или, например, такой пиар-подвиг: «ИМА-Консалтинг» взялась в 2012 г. за «оказание услуг по созданию и наполнению телевизионного интернет-портала» все того же ЦАО Москвы. Возможно, речь идет вот об этом сайте , или же об этом (ничего другого, напоминающего «телевизионный интернет-портал ЦАО», найти не удалось). Наслаждаться можно обоими «шедеврами». Главное, помнить о цене контракта – 4,5 миллиона рублей. Поговаривают, кстати, что в ЦАО по итогам «блестящей» работы фирма господина Саркисова теперь «нон грата». Да и в правительстве Москвы ей тоже больше не рады...

Ну да ладно, отнесем эти истории к недоразумению. С кем не бывает? Ведь кто-то же считает Вартана Саркисова профессионалом. Гляди-ка, в Top-30 ведущих PR-менеджеров страны входит. Так же не будем муссировать тему того, что кто-то места в подобных рейтингах зарабатывает мозгами и бессонными ночами, а кто-то, может, к примеру, просто купить. Всякое же бывает… Но раз уж о рейтингах речь зашла, то стоит отметить, что «ИМА-консалтинг» в последнее время нечасто появляется в PR-рейтингах в числе лучших.

«С таким имиджем работать – себя не уважать…»

Биографии ведущих PR-специалистов страны имею один общий знаменатель: все они начинали на заре становления PR-рынка России и в немалой степени определяли его облик. Глянем официальную биографию В. Саркисова. С 1988 по 1992 годы он трудился комсомольским функционером: сначала был секретарем комсомольской организации института, потом замом комсомольского секретаря на ЗИЛе. (На полях отметим одну странность биографии Саркисова – ВЛКСМ прекратил свое существование в 1991 году…). Потом был бизнес на продаже сгущенки и тушенки в лихие 90-е годы. Ну а потом…

Вот тут самое интересное – до «ИМА-консалтинг» наш персонаж был мелким чиновником, работал в орготделе префектуры ЮАО Москвы. Возможно, что именно там он и научился ремеслу PR, а попросту «эффективному освоению» бюджетных денег. Любопытно, что товарищ Саркисов пришел к своему нынешнему занятию прямо с чиновничьей скамьи, а не «вырос» из профессии, пройдя все ступени, как многие топ-менеджеры рынка.

Чем ныне славится фирма возглавляемая г-ном Саркисовым? Тем, что активно работает с государственными структурами, занимается так называемым государственным пиаром. По экспертной оценке, около 90 процентов заказов «ИМА-консалтинг» приходится именно на их долю. То есть фирма вроде бы формально является участником PR-рынка, а на деле – находится вне его… Хотя зачем, он, этот рынок, спрашивается нужен, если и так все хорошо? В общем, тут можно много и долго рассказывать о фирмах, которые по сути ничего выдающегося не делают, но зато замечательно помогают чиновникам «пилить» бюджетные средства, заранее выигрывая на разных, правильно организованных тендерах. Для этого, зачастую, не нужны профессиональные навыки, только связи и особые способности, далекие от подлинных профессиональных качеств.

Возможно, в этом стоит искать причину того, что из «ИМА-консалтинг» ушли многие профессионалы, а стиль работы компании давно превратился в «притчу во языцех».

«Главный принцип – «чем дешевле, тем лучше», – говорит один из бывших работников компании. – Между качественным и дешевым всегда выберут дешевое. В итоге менеджеры «краснеют» перед заказчиками, а начальство считает прибыль».

А вот отзывы других сотрудников (взято с http://orabote.net/feedback/list/company/8518):

«…Я там работала около года назад, но ничего хорошего сказать о компании не могу. Директор компании – самовлюбленный скряга, каких свет не видывал. У самого морда в сале, а народ в офисе впахивает за копейки. И вообще меня удивляет доколе будут такие работодатели как Саркисов в жиру кататься, и до каких пор люди в нашей стране будут терпеть к себе такое отношение как в ИМе-консалтинг. Не учитесь на своих ошибках. Учитесь на чужих - не ходите в эту компанию работать».

«Был на собеседовании. 3 раза сбивали цену с средней по рынку - в итоге сбили ее до минимума… Потом повели к директору… Стал высказывать претензии относительно того, что у меня не достаточно опыта - чтобы сбить цену. Когда я сказал, что это и так минимум - тогда он обронил коронную фразу «Деньги в жизни не главное». Я согласен. Но его кабинет и внешний вид говорил о том, что он единственный живет в своей конторе как египетский фараон, в то время как другие сотрудники с серо-зеленым цветом лица и выпученными глазами мечтают о законном отдыхе и заработанной зарплате… В компании с таким имиджем работать - себя не уважать…».

Для сравнения - слова самого В. Саркисова из одного интервью: «Компании бывают разные. Одни – «семейного» типа, где все сотрудники должны быть единомышленниками. Другим – важны в первую очередь профессионалы. Я надеюсь, что наша компания ближе к технологичной рыночной структуре, поэтому мы стремимся набирать профессионалов...» После этого хочется уточнить: а профессионалов в какой сфере?

 Таких риторических вопросов можно задавать с десяток. Вывод будет всегда один: простите за банальность – но ложка дегтя портит бочку меда. Так и здесь - существование вот такого консалтинга «от Вартана» характеризует специфику российского PR-рынка в целом.

Евгений Майоров

Источник: Научно-политические издание The KremlNews

Евгений Майоров Information Agency InterRight Информационное агентство