ГлавнаяМненияОбразование и наукаВ российском Крыму история будет преподаваться по-новому

В российском Крыму история будет преподаваться по-новому

В Крыму начали работу семинары, на которых школьные педагоги учатся преподавать по российским стандартам. Ожидается, что самые большие изменения произойдут в методике преподавания истории. 

Дмитрий Борисов, учитель истории Симферопольской гимназии им. К. Д. Ушинского: 

Пока еще у нас нет новых учебников истории, и мы продолжаем учить детей по старым. То есть преподаем историю Украины и Всемирную историю. При этом Всемирная история, учебник по которой издан на Украине, включает в себя такие моменты, как правление Ивана Грозного, реформы Петра Первого, деятельность Екатерины Великой. Могу сказать, что все эти периоды, а также история России 17-18 веков, излагается в этом учебнике достаточно правдиво, хотя и кратко. 

В период правления Ющенко, после 2005 года, многие периоды украинской истории нарочито усиливались. Например, приходилось очень подробно рассказывать о деятельности УПА. В то время целая Академия наук пыталась сформулировать оценку деятельности этой армии. В итоге появилось утверждение, что во время Великой Отечественной войны УПА воевала как с советскими войсками, так и с немецко-фашистскими оккупантами, отстаивая целостность Украины. 

Крымским педагогам пришлось побороться, чтобы отстоять право не трактовать все эти события в том ключе, который предлагали нам украинские ученые. А как мы могли согласиться на то, чтобы уложить Великую Отечественную войну в указанные два параграфа, а Крымскую войну – в один параграф? 

Конечно, нам приходилось придерживаться программы, утвержденной украинской властью. Однако права на собственное мнение у нас никто не отбирал. Например, в Крыму никогда не отмечались дни рождения Бандеры или Шухевича, как на Западной Украине. Чтобы не нарушать программы, мы предоставляли ученикам определенные ссылки, по которым они могли самостоятельно узнать о каких-то событиях и сделать выводы. Конечно, дети часто задавали вопросы. Я лично в таких случаях рассказывал им так, как это происходило в действительности. 

В 2000-х годах в школах появились учебники истории, в которых Бандера преподносился как национальный герой, так же, как и Шухевич, и прочие «деятели». Наш завуч написал открытое письмо в газету, в котором говорил, что в учебнике Власова почти ничего не рассказывается о Великой Отечественной войне, зато много параграфов посвящено Бандере, деятельности УПА и прочим моментам. Письмо попало в правительство Украины, после чего нашу гимназию посетила комиссия с Западной Украины. Члены комиссии высказали некоторые запреты, а потом спросили – почему мы преподаем на русском языке? Ответ для них у нас был готов: таково требование родителей. 

Какие новшества могут нас ожидать после появления российских учебников? Что касается истории 5-6 классов, там не будет, я думаю, никаких различий, потому что история Древнего мира и Средних веков преподносится везде одинаково. 

Возможно, мы теперь не будем рассказывать об истории Триполья. По крайней мере, не будем преподносить его как основополагающую культуру, ставшую базой для украинской нации. Дело в том, что по своей сути Триполье – это румынская культура, и в российских школах ее не изучают вообще. 

Так что радикальных изменений, я убежден, не последует. Просто сместятся некоторые ориентиры. Десятиклассники, например, будут теперь изучать не украинскую революцию, а историю Октябрьского переворота в целом, процесс свержения самодержавия в России.

В российском Крыму история будет преподаваться по-новому
Виктор Самохвалов Объективный взгляд на актуальные вопросы