Марат Гельман, арт-идеолог и галерист рассуждает о зиме и о снеге
Я вот о чём подумал, когда катался на лыжах с Иван-горы. Вернее, я начал думать об этом под дороге из Улан-Удэ к Байкалу. Там, где снег по самый подбородок. Потом думал в Хохловке (это музей деревянного зодчества, расположившийся под открытым небом в Пермском крае). Потом в ледяном городке всё в той же Перми. И, наконец, во время лыжной эпопеи с дочкой на Иван-горе.
Русская зима – это и «туристический бренд», и «русская идея», и интегратор всех немыслимых и всем мыслимых, простых и завиральных русских «идентичностей».
В первую очередь, это на самом деле круто. Поверьте мне на слово, я отдыхал на Гоа и на Ямайке, в Иордании и на Мальдивах, в Венеции и Китае, Франции и Италии. Впечатление от снежной зимы более мощные. И с учётом нынешних «технологий обогрева» - компактных обогревателей помещений, термобелья или лыжных курток, которые держат тепло целый день, - совершенно никаких неудобств.
Во-вторых, это фантастическая красота. Никакие китчевые и уродливые идеи наших архитекторов, любителей делать «а-ля евроремонт» или «а-ля русский стиль», горе-дизайнеры – никто и ничто не может перебить красоту заснеженного города, гор.
В-третьих, зима – это всегда здоровье. Бодрость и свежесть, румянец на щеках, подвижность и азарт. В то время, как жара – это неподвижность, лень, сонливость. Иван-гора под Пермью, например, по разнообразию занятий и игр легко может поспорить с самым крутым аквапарком. И это при том, что в этот «проект» было вложено минимум инвестиций. Главный строительный материал – снег. И он здесь лежит тоннами и кубометрами.
Русская зима, если посмотреть с одной стороны, вроде как вне политики. С другой же – она вместе с нами воевала против немцев, против французов. То есть, это вполне себе патриотичный бренд. На неё легко нанизываются другие понятия, «сугубо русские». Русская водка что делает? – Согревает. Куда лучше прыгнуть после русской бани? – В сугроб. Ну и далее по списку. Никакого тебе квасного патриотизма и шовинизма. Русский румянец, русский снег, русские горки, русские зимние игры, русский лес.
Снежная зима для России вполне может стать тем же, чем стали культурные руины для Италии, а Средиземное море для Турции. Уникальной нишей в мировом туризме, ярким привлекательным образом. Проще говоря, мы должны научиться продавать снег. У нас его куда больше, нежели газа и нефти. На Байкале меня определённо поразили местные чиновники, которые жаловались на то, что сезон очень короткий – всего лишь июль и август. Но мне, который побывал в самых разных природных заповедниках, куда более интересны четыре месяца зимы. Здесь мы явно вне конкуренции. С нашими возможностями и просторами, разнообразием природы. Не будем же мы считать конкурентом финнов.
Наука также могла бы почерпнуть у зимы. Это огромный внутренний рынок для текстильных и энергосберегающих строительных технологий. Тёплая одежда из России. Но не валенки, которые, вероятно, тоже могут быть, вот только, скорее, в качестве сувениров. А современная, красивая и наукоёмкая одежда.
В общем, я окончательно убедился в том, что никакого русского бренда, никакой другой русской идеи и русского мира не удастся продвинуть, кроме Русской Зимы. Всё остальное – исключительно приложение. На обратном пути человечество может остановиться в Перми, послушать оперу и посмотреть музей ПЕРММ. Затем задержится в Санкт-Петербурге, постоит в московских пробках и зайдёт в буддистский храм в Улан-Удэ.