Как стало известно из материала «Независимой газеты», с 1 февраля 2-13 года Япония приступает к опытной добыче газов, которая будет производиться из метангидратов, залежи которых имеются на дне моря. К работам приступил экипаж исследовательского судна под названием «Тикю», добыча ведется в Тихом океане, с глубины 1 тыс. метров.
Метангидрат представляет собой соединение воды и метана. Это – одна из наиболее распространенных разновидностей газогидратов, внешний вид которой напоминает спрессованный снег. Выделить из метангидрата газ метан очень легко – для этого достаточно повысить температуру.
Ученые определили, что сегодня на планете газогидратов больше, чем нефти в ее недрах. Главным образом залежи метангидратов располагаются на дне Мирового океана. Специалисты обнаружили их залежи и на территории России – в северных регионах, в зоне вечной мерзлоты. Сложность добычи заключается, во первых, в необходимости проводить ее под высоким давлением, на большой глубине, а во-вторых, в том, что метан обычно улетучивается после его подъема на поверхность, что негативно влияет на экологическую обстановку.
Учитывая богатство метангидратовых залежей в морях, окружающих Японию, можно с уверенностью утверждать, что эта страна, взявшись серьезно за разработку, способна обеспечить себя газом на сотню лет. Подобные перспективы заставляют поставить под сомнение возможности увеличения экспорта российской компании «Газпром» в страны, входящие в Азиатско-Тихоокеанский регион. Известно, что в настоящий момент ведется регулярная поставка в Японию российского сжиженного природного газа.
На сегодняшний день Япония является мировым лидером в сфере потребления и импорта СПГ. Перспектива добычи газа из залежей метангидрата, расположенных на дне морей, ставит под угрозу экспортные планы «Газпрома». Стоит отметить, что статус «Газпрома» как мирового лидера по поставкам энергетических ресурсов уже пошатнулся, и виной тому – сланцевая революция в Америке.
Сланцевый газ добывается из горючих сланцев. В США добыча этого природного газа четко отработана: существуют как инвесторы, так и апробированные схемы добычи. Может ли вестись работа по добыче сланцевого газа в России? Месторождения на территории нашей страны имеются, но глава «Газпрома» А. Миллер считает подобные разработки неактуальными.
Специалисты утверждают: если Япония наладит добычу метана из залежей гидратов уже к 2017-2018 гг., российскому «Газпрому» угрожает реальная метановая революция. Насколько сильно повлияет на перспективы экспорта российского газа добыча метана в Японии?
Василий Танурков, аналитик ИК «Велес Капитал»:
Мы не можем говорить о зависимости Японии только от российского газа. Япония главным образом потребляет сжиженный газ, поставляемый из Катара. В том случае, если Япония начнет обеспечивать себя газом самостоятельно, очевидно, что весь этот газ придет на европейские рынки. И, разумеется, составит конкуренцию России.
Газогидраты представляют собой крайне интересный научный вопрос. Три четверти всех углеводородов – это газогидраты. Следовательно, этот источник энергии обладает мощным потенциалом. Правда, добыча газа со дна океана – это на сегодняшний день слишком дорогой способ.
С точки зрения ученых, серьезную конкуренцию добыча газов из газогидратных залежей может составить не раньше, чем через 10 лет. Но даже через 10 лет такой газ будет обходиться достаточно дорого. То есть уповать на снижение стоимости газа в результате добычи его со дна морского не стоит.
Огромная часть газогидратов находится на территории России, в зонах вечной мерзлоты и других регионах. Это означает, что в будущем Россия тоже сможет заниматься добычей газогидратов.
На сегодняшний день более актуальным вопросом остается добыча сланцевого газа. Дело в том, что сланцевый газ уже добывается по отработанным схемам. Что же касается газогидратов, то их добыча пока еще не настолько хорошо разработана. По сути, газогидраты – это что-то вроде пропитанного метаном льда. Для того, чтобы выделить газ, необходимо расплавить лед, а испаряющийся газ собрать. Процедура довольно сложная, а значит, о промышленной добыче пока не может быть и речи.