Предложение Германии о равномерном распределении миграционных квот вызвало в остальных европейских странах волну недовольства и несогласия.
На последнем заседании представителей министерств внутренних дел государств Европейского союза было принято решение об отмене системы квотирования миграционного потока и распределении беженцев на добровольной основе. Государства еврозоны не согласны брать на себя обязательства по равномерному распределению потока беженцев и считают возможным принимать ровно столько мигрантов, сколько сами посчитают необходимым. Восточная Европа, в частности, страны, первыми принимающие массовые миграционные потоки (Венгрия, Чехия, Словакия и Румыния), заняли резко оппозиционную позицию и заявили, что 120 тысяч беженцев, стремящихся попасть именно в Австрию и Германию, должны быть приняты теми государствами, которые смогут обеспечить необходимый уровень социального обеспечения переселенцев.
Позицию глав государств по этому вопросу активно поддерживает и местное население, не желающее притока в страну так называемых экономических мигрантов, граждан, спасающихся не от военных действий на территории своей страны, а просто ищущих возможность более комфортного устройства, получения жилья и социальной поддержки.
Но все же не стоит забывать, что основную массу беженцев составляют граждане ближнего Востока, Северной Африки, Сирии и Ливии, стран, в которых уже долгое время царит хаос, голод, массовые вооруженные столкновения, действуют террористические объединения. Отсутствие возможности трудиться, налаживать мирную жизнь, воспитывать детей, строить планы на будущее, обеспечивать себе старость, заставляет людей оставлять свои дома и отправляться в долгий и часто небезопасный путь в поисках стабильности и лучшей жизни.
Преодолевая на своем пути множество преград, мигранты стремятся попасть в страны Западной Европы, пересекая всеми возможными путями границы Греции, Венгрии или Сербии. Транзитные же государства, наводняемые неучтенными и нерегистрируемыми переселенцами, принимают заградительные меры, обнося пограничные территории колючей проволокой, ужесточая миграционное законодательство, привлекая армию для охраны границы.
Лоран Фабиус – министр иностранных дел Франции:
Развернувшийся миграционный кризис ставит под сомнение само существование и функционирование Евросоюза. Ошибочное мнение некоторых государств о том, что они самостоятельно смогут локализовать ситуацию, ужесточив миграционный контроль на границах, является иллюзорным и грозит дальнейшем усугублением ситуации, только уже на границах других, соседних государств. Решение этой проблемы возможно только совместными усилиями, выработкой единой системы по приему и распределению миграционного потока. Необходимо разработать алгоритм организации работы с экономическими беженцами, возможно, эти люди должны подлежать депортации, потому как, бесконтрольность ситуации может привести к распаду всей евросистемы в целом.
Попытки некоторых государств самостоятельно и независимо решить проблему с беженцами не только не принесут результата, но и могут спровоцировать раскол всего Европейского союза. Например, на ближайшее время в Соединенном Королевстве назначен референдум о вхождении в ЕС и если окажется, что проще решать проблемы самостоятельно, то и результат референдума окажется отрицательным.
Не смотря на титанические усилия, проблема так и остается не решенной. Политики разделились на два лагеря, имеющих прямо противоположные взгляды на пути выхода из кризиса. Канцлер Германии Ангела Меркель считает, что Соединенные Штаты должны тоже принимать активное участие в распределении беженцев. Однако, представители Вашингтона заявили, что планируют организовать прием переселенцев в 2016 и 2017 годах, а в 2015 году они готовы оказывать только консультационную помощь.
Франция настаивает на необходимости создания в рамках Евросоюза собственных вооруженных сил, призванных охранять внешние границы зоны Шенгенского договора.
Виктор Орбан – премьер – министр Венгрии:
Массовый приток граждан, исповедующих ислам, грозит масштабными переменами не только в каждом принимающем государстве в отдельности, но и в периметре всей европейской зоны. Приток мусульман исчисляется миллионами человек, это грозит христианской Европе попранием исторически сложившихся норм жизнедеятельности, изменением культурных, бытовых традиций и в конечном итоге замещением вероисповедания и гибелью именно европейской цивилизации.
Однако, члены Еврокомиссии подвергли риторику Орбана жесточайшей критике, а экс-глава министерства иностранных дел Бельгии Луи Мишель даже предложил ввести санкции в отношении Венгрии и временно лишить ее представителей права голоса в Совете ЕС.
Юрий Квашнин – заведующий сектором исследований Европейского союза Института мировой экономики и международных отношений РАН:
Отказ южноевропейских стран от политики квотирования мигрантов и распределения их на своих территориях не несет за собой значительных последствий вследствие того, что мигранты и сами не желают там оставаться, выбирая экономически более стабильные регионы. Таким образом, разногласие среди членов Европарламента касаемо справедливого распределения квот не несет за собой значительных политических последствий. Независимо от решений Брюсселя, значительная доля мигрантов, преодолев все тернии на своем пути, осядет в Германии, Франции, Великобритании и Нидерландах, где социально незащищенные слои населения имеют право на предоставление жилья и весомого пакета социальных льгот.