ГлавнаяМненияДеловые услугиDuty free для поездов дальнего следования

Duty free для поездов дальнего следования

Дочернее предприятие РЖД, Федеральная пассажирская компания, планирует организовать торговлю беспошлинной продукцией в поездах, следующих на дальние маршруты. Уже в этом году, летом, ожидается появление первого железнодорожного магазина duty free. Площадкой для эксперимента станет скорый поезд «Столичный экспресс», который следует из Москвы в Киев без остановок. Следующий на очереди – экспресс, курсирующий по маршруту Москва-Хельсинки под названием «Лев Толстой».

Что касается ассортимента товаров, то здесь все просто: он полностью повторит набор, предлагающийся на борту авиалайнеров – алкогольные напитки, косметика, парфюмерия, ювелирные изделия.

Интересно, что многие авиакомпании, напуганные выходками «воздушных дебоширов», сегодня сводят к минимуму или вовсе прекращают торговлю спиртными напитками на своих рейсах. Кроме того, все чаще на борту самолетов запрещается употребление крепких напитков. В связи с этим не совсем понятно – каким образом будет регулироваться торговля алкоголем в железнодорожных магазинах дьюти-фри.

Сегодня на территории России имеется около 30 компаний, являющихся операторами duty free. На протяжении прошлого года, по оценкам экспертов, объем продаж беспошлинных товаров достиг 1 миллиарда долларов. Порядка 10-15% от этой суммы приходится на товары, проданные на борту самолетов.

Если говорить о западных авиакомпаниях, то там ситуация выглядит несколько иначе – доля товаров, проданных в воздухе, составляет от 30 до 40% от всей суммы. Если внедрить принципы беспошлинной торговли на железных дорогах России, можно получать неплохую прибыль. Однако Россия пока еще не готова к этой реформе – у нас отсутствует соответствующая инфраструктура. Нерешенным остается основной вопрос: каким образом РЖД сумеет организовать необходимый контроль на промежуточных станциях? Ведь нужно как-то проследить за тем, чтобы покупатели, приобретающие беспошлинные товары, не сошли с поезда на российской границе. Решению этого вопроса может помочь создание системы, предполагающей сканирование билетов на предмет маршрута следования пассажиров.

Распоряжение Президента РФ Владимира Путина, согласно которому разрешается открывать торговлю дьюти-фри на ЖД вокзалах, подписано еще в апреле прошлого года. Первые беспошлинные магазины планировалось открыть на финском направлении. Кроме того, РЖД предполагала приступить к торговле беспошлинными товарами и на других вокзалах России, где имеется международное сообщение. Весной прошлого года собирались открыть для начала 30 торговых точек. Реализация проектов должна была состояться при участии партнеров Российской железной дороги, частных инвесторов.

Насколько продуманно это начинание? Будет и пользоваться беспошлинная торговля в поездах популярностью?

 

Лев Рузавин, эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ):

Разумеется, торговля беспошлинными товарами принесет безусловную прибыль как Федеральной пассажирской компании, являющейся перевозчиком в дальнем следовании, так и РЖД, а также Дирекции железнодорожных вокзалов. Дело в том, что российским перевозчикам принадлежит 48 международных маршрутов, по которым поезда идут в 20 стран Европы и Азии. Кроме того, постоянно осуществляются перевозки в 8 стран СНГ.

Но решение подобных вопросов требует серьезной и тщательной подготовки. Например, прежде чем запустить конкретный проект, следует выделить и оборудовать надлежащим образом торговые площадки. На вокзалах должны располагаться специальные торговые зоны. Необходимо оборудовать пункты пропуска, через которые будут проходить пассажиры. Серьезный подход к делу требует организовать комфортное нахождение пассажиров в ожидании отправления поездов на территории вокзальных магазинов.

Реальность выглядит иначе: сегодня в России не существует ни одного вокзала, условия которого соответствовали бы требованиям дьюти фри. Например, в аэропортах, как известно, торговля беспошлинными товарами ведется в так называемой «чистой» зоне, куда пассажиры попадают после прохождения таможенного и пограничного контроля. Обеспечить аналогичные условия на вокзалах, а тем более в поездах, - задача очень сложная. Двигаясь по территории России, поезд может делать остановки. Чтобы максимально приблизить условия железнодорожных магазинов дьюти-фри к условиям аэропортов, можно, например, открывать беспошлинную торговлю после того, как поезд пройдет последнюю перед границей станцию.

Duty free для поездов дальнего следования
Тимур Агишлян Объективный взгляд на актуальные вопросы