Россия снова столкнулась с последствиями антироссийских экономических санкций. Беда пришла, как говорится, откуда не ждали. Программа по замещению импортных товаров аналогами Российского производства обнажила значительные проблемы на рынке труда. Мониторинг занятости населения выявил парадоксальную ситуацию – одновременно нехватку рабочих мест и отсутствие желающих трудоустроиться.
Согласно показателям Минтруда, уровень безработицы составляет 5,4% от трудоспособного населения, на первый взгляд – весьма оптимистичный показатель, но если разобраться в ситуации, то окажется не все так радужно. Особенно, если учесть, что главами Республик Тыва, Адыгея, Марий Эл и Рязанской области уже разработаны акты, предусматривающие уголовное преследование за уклонение от работы.
Конечно, необходимо учесть, что ситуация на рынке труда отлична и в разрезе профессий и по территориальным показателям. Например, по статистике «Росбалт» в 15 регионах Российской Федерации на одного безработного приходится до 10 свободных вакансий. Дефицит кадров наблюдается на Дальнем Востоке, в Сибирском, Центральном федеральном округе, а также в Архангельской и Мурманской областях. Однако, стоит учесть, что работодатель здесь предлагает в основном рабочие профессии, а различные менеджеры, работники банковской сферы, обслуживающий персонал особой популярностью не пользуются. Менталитет граждан, имеющий профессию рабочих специальностей не особо близок к европейскому, которому характерна легкость переезда с одного места на другое с целью трудоустройства. Поэтому, вероятно, и усилия правительства по обеспечению миграции трудовых ресурсов внутри страны пока приносят незначительные результаты. Не смотря на предлагаемую безвозмездную материальную поддержку в размере двухсот двадцати пяти тысяч рублей каждому работнику, готовому трудоустроиться в этих регионах, потока желающих пока не зафиксировано. Говоря о причинах дефицита кадров необходимо учесть отдаленность рабочего места от мегаполисов, климатические условия, отток молодых специалистов, ну и конечно, естественный процесс старения трудоспособной части населения перечисленных регионов.
Ситуация с законом о тунеядстве тоже неоднозначна и потому не получила одобрения в Государственной Думе. Дело в том, что Конституция Российской Федерации регламентирует право на труд, а не обязанность. То есть, принуждая гражданина к работе, мы нарушаем его конституционные права. Защитники прав человека уже неоднократно высказывались категорически против принятия этого законодательного акта, ведь в современных реалиях, некоторые работодатели вынуждены оптимизировать затраты предприятия на оплату труда. Вариант сокращения штатов не подходит, так как влечет за собой значительные материальные выплаты увольняемым сотрудникам, остается только принуждение к добровольному увольнению. В арсенале недобропорядочных работодателей такие меры, как лишение премиальных выплат, сокращение рабочего времени с пропорциональным уменьшением размера оплаты труда, отказ от некоторых социальных льгот, предоставление длительных неоплачиваемых отпусков. Работники, вынуждаемые работодателем уволиться, с принятием закона о тунеядстве рискуют не только остаться без работы и средств к существованию, но и попасть под статью о тунеядстве, грозящей исправительными работами гражданам, не работающим более полугода.
Так как же решить проблемы рынка труда одновременно с реализацией программы импортозамещения? Аналитики предлагают только один путь – перелом в сознании экономически активного населения. За долгие годы коммерсализации, выросло поколение россиян с завышенными потребностями на фоне незначительных возможностей своего профессионального, а иногда и интеллектуального развития. Менеджеры, экономисты, юристы низшего звена не востребованы на рынке труда, в то время, как выпускники профтехучилищ, имеющие рабочую профессию, показывают 100% трудоустройство. В производственных отраслях не хватает квалифицированных инженеров, производственно-технического персонала, в том числе, из числа молодых специалистов.
Елена Горская – старший мастер Санкт-Петербургского колледжа кулинарного мастерства:
Наш колледж обучает только рабочим специальностям, запросы от работодателей на замещение вакантных мест идут постоянно. Договоры о сотрудничестве заключаются как минимум, на пять лет, что обеспечивает выпускника возможностью трудоустроиться на постоянное рабочее место сразу по завершению обучения. Проблема в другом – выпускники не хотят работать, они рассчитывают получить все и сразу, вместо того, чтоб старательно работать, проявлять себя, зарабатывать профессиональный опыт и мастерство.
Игорь Воробьев – руководитель Агентства занятости населения Василеостровского района Санкт-Петербурга:
В условиях кризиса от граждан требуется максимальная мобильность. Старшее поколение, имеющее колоссальный профессиональный опыт должно подготовиться к изменениям на рынке труда, меняются технологии, требования к функционалу, люди должны переучиваться, проходить переквалификацию, перепрофилирование, повышать свой профессиональный уровень, получать дополнительное образование, чтоб остаться востребованным на своем рабочем месте.
Перемены, необходимые в современных условиях, не всегда комфортны. Они заставляют нас по-новому взглянуть на свои желания и возможности, обязывают перейти на новую ступень эволюции, а это возможно только при наличии цели и желания ее добиться.