Украина снова теряет рынки сбыта, теперь уже кондитерской продукции. После отказа России от реализации украинских сладостей, нашему примеру последовала и Белоруссия, лишив Украину еще одного крупного рынка сбыта, да еще и на фоне крушения надежд по заполнению европейского рынка продукцией украинского производства.
Производители сладостей бастуют, обвиняя Белоруссию в применении дискриминационных мер по отношению к участникам отраслевого объединения производителей кондитерской продукции «Укркондпром», включающего такие крупные компании, как «Рошен», «Нестле Украина», «Харьковская бисквитная фабрика». Однако, не обращая внимания на протесты, 27 августа 2015 года Минск ввел обязательную процедуру санитарно-гигиенического контроля товаров, производимых на Украине.
Александр Балдынюк – глава ассоциации «Укркондпром»:
Действия белорусских властей практически перекрыли кислород украинским кондитерам. Экспорт продукции на новых условиях будет весьма затруднен. Минск намеренно игнорирует положения Соглашения о свободной торговле, преследуя целью вытеснить нашу продукцию с полок магазинов и реализовать свои неликвидные товары. Введение Белоруссией дополнительных экспертиз можно расценивать как незаконный способ блокады украинских производителей кондитерских изделий. Я намерен добиться справедливости и уже обратился к кабинету министров с просьбой принять ответные меры реагирования на сложившуюся ситуацию.
Конечно, получение санитарно-гигиенического заключения проблема решаемая, однако, украинские производители ссылаются на бюрократические проволочки, т.к. обязывая поставщиков проводить экспертизу ввозимых сладостей, Белоруссия не определяет ни конкретные нормы безопасности, ни лаборатории, в которых эти нормы должны быть исследованы. То есть санитарно-гигиенический сертификат должен быть обязательно, а кто его должен выдать – остается открытым вопросом.
В защиту Белоруссии необходимо отметить, что требование, по экспертной оценке, продукции распространяется на все страны, экспортирующие продукцию, кроме России, Киргизии, Армении и Казахстана – стран, входящих в состав Евразийского экономического союза.
Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:
Принципы свободной торговли предполагают обязательное исполнение требований по соблюдению санитарно-гигиенических норм и каждая страна, в которую ввозится продукция вправе требовать документ, подтверждающий соблюдение фитосанитарных нормативов. Вопрос Белоруссии и Украины заключается в искусственности ситуации, ведь ранее продукция ввозилась без дополнительных экспертиз и проволочек, а теперь требования резко изменились. Возникает вопрос обоснованности предъявляемых белорусской стороной требований.
Но есть ответ и на этот вопрос. В течение последних нескольких лет Россельхознадзор неоднократно выявлял грубые нарушения фитосанитарных норм, допускаемые различными украинскими производителями и импортерами. Экспертная оценка условий производства говядины, молочной и некоторой другой продукции, показала нарушения и пограничный фитосанитарный контроль не допустил ввоз этих продуктов на территорию России.
Так что призывы некоторых украинских промышленников о введении ответных санкций не имеют под собой веского основания. Стоит отметить, что даже по «непредвзятой» оценке Еврокомиссии, Украина относится к третьим странам по соблюдению санитарно-гигиенических норм в производстве продукции, соответственно, проблемы есть и их необходимо решать, а не жаловаться на дополнительные и необоснованные контрольные требования.
Факт низкого уровня внутреннего санитарного контроля подтвержден Еврокомиссией и требования Белоруссии, страны, не входящей в зону ВТО, в отличие от Украины и Евросоюза, тем более, актуальны. Зона свободной торговли в границах Евросоюза, предполагает ввоз продукции на Украину без сбора таможенных пошлин, а затем этот импорт не имеет препятствий для реализации в зоне СНГ, а именно в России, Белоруссии, Казахстане и других странах Евразийского экономического союза. Такой путь реализации сводит на нет все усилия российского правительства по развитию собственного сельского хозяйства, обрабатывающей и пищевой промышленности и фактическое обнуление европошлин, что крайне невыгодно для нашей экономики.
За 6 месяцев 2015 года, экспорт украинских товаров в Россию упал на 60%, более чем на четверть уменьшилась реализация сахара и кондитерских изделий, интеграция Украины в Еврозону тоже не сулит значительного увеличения экспорта, не смотря на решение Евросоюза об отмене для Украины экспортных пошлин. Перспектив увеличения реализации производимых товаров на внешнем рынке нет и не предвидится, ввиду жесткой системы квотирования продукции, поставляемой в страны Евросоюза с других территорий. Начиная с 2016 года, Брюссель будет определять и доводить до Киева объемы поставок необходимой ЕС продукции, что грозит Украине массовым свертыванием неликвидных, с точки зрения, Евросоюза отраслей промышленности и сельского хозяйства.