По результатам опроса общественного мнения, большинство российских граждан предпочитают лечиться дома. Более 65% опрошенных заявили, что недовольны качеством предоставления медицинских услуг в государственных лечебных учреждениях, а также имеют серьезные опасения по поводу профессионализма врачей и обслуживающего персонала.
По подсчетам социологов, за девять лет, начиная с 2006 года, индекс здоровья населения вырос на 23 пункта, то есть с 52 поднялся до 75. Указанный индекс рассчитывается по количеству обращений населения в лечебные учреждения. Но это отнюдь не значит, что россияне стали меньше болеть, возможно, они просто реже обращаются в больницы. По результатам опроса, только 24% высоко оценивают качество предоставляемых медицинских услуг, а 65% придерживаются противоположного мнения, 49% респондентов считают, что профессиональный уровень врачей оставляет желать лучшего.
Сергей Калашников – председатель комитета Государственной думы по охране здоровья:
Итогами опроса я не удивлен и сам с полной ответственностью заявляю, что качество услуг, оказываемых населению в государственных медицинских учреждениях, имеет тенденцию к снижению. И на это есть причины. Во-первых – устаревшие программы профессионального обучения, применяемые в наших высших образовательных учреждениях. Во-вторых – и это уже тоже не секрет, коррумпированность преподавательского состава, уже неоднократно выявлялись случаи сдачи экзаменов за деньги. Кроме уровня подготовки врачей, многих россиян не устраивает и уровень доступности услуги, а именно способ записи на прием к врачу. Надо обладать крепкой нервной системой, чтоб сначала записаться, затем отстоять очередь и потом уже попасть на прием к врачу, купившему результаты своих экзаменов за деньги.
Введенная в рамках программы оптимизации здравоохранения электронная запись, вообще не выдерживает никакой критики. Во-первых – подавляющее число граждан, обращающихся в поликлиники, находятся в преклонном возрасте и в принципе, не имеют возможности записаться на прием из дома, используя собственный компьютер и доступ в интернет. Они приходят в поликлинику, где видят терминал, пользоваться которым они тоже не умеют. Тогда, приходится выискивать и приглашать кого-то из персонала учреждения, чтоб они, используя терминал, записали вас на прием, например, через неделю, и снова идти домой. Так почему же упразднили возможность просто прийти в часы приема необходимого специалиста и, дождавшись очереди, попасть на консультацию?
Ольга Демичева – врач-эндокринолог одной из Московских городских клинических больниц:
В ходе реформы здравоохранения предусмотрено сокращение штатов и укрупнение больниц. В ходе этих новшеств, граждане лишились возможности попасть на прием к узкому специалисту и теперь для этого они должны ехать в районную поликлинику или даже в областной центр. Врачи узких специальностей сосредоточены сейчас, в основном, в консультационно-диагностических центрах, открытых по одному на округ. Подсчитайте, насколько возможно людям преклонного возраста или инвалидам, или мамам с грудными детьми сначала записаться, а потом попасть на прием к такому врачу.
Еще одним поразительным новшеством стало оказание гарантированной бесплатной медицинской помощи за плату. Например, пациенту необходима томография, он обращается в диагностический центр и ему предлагают записаться на бесплатную процедуру через пару месяцев. Как же быть? Болеет то он сейчас! Тогда есть возможность записаться на ту же томографию на следующий день, только уже за деньги! Пожалуйста! Услуга оказана!
Результатом сокращения стало отсутствие терапевтов, педиатров, логопедов, детских психологов в государственных поликлиниках. Они ушли в частные учреждения, где и нагрузка меньше и уровень заработной платы значительно выше.
Опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что 38% граждан предпочитают вообще не обращаться в поликлиники, ссылаясь на равнодушие и грубость врачей, большие очереди, трудности с записью на прием. Более четверти респондентов предпочитают заниматься самолечением, что зачастую влечет за собой дополнительные проблемы со здоровьем и увеличение уровня смертности.
Сергей Калашников:
В общем, ситуация с реформой здравоохранения ухудшается. Не смотря на отрицательную динамику, регионы продолжают перенимать столичный опыт. А куда им деваться – отчетные показатели еще никто не отменял. Однако, я считаю, что через некоторое время ситуация должна измениться. Недовольство реформами звучит все громче, его высказывают не только граждане, но и сами медицинские работники, а теперь уже и представители большой политики. Думаю, в ближайшее время нас ждут положительные изменения.