Новый этап экономического кризиса заставил россиян провести корректировку бюджетов. Все больше граждан вынуждены прибегать к мерам жесткой экономии. Экономисты отмечают изменения в потребительском поведении большинства покупателей.
Главное отличие настоящего кризиса от предыдущего, 2009 года, состоит в том, что все больше семей вынуждены экономить на товарах повседневного спроса, выбирая более дешевые товары и сокращая ассортимент. Крупные приобретения совершаются теперь гораздо реже, только в случаях крайней необходимости. Финансисты предсказывают затяжной характер финансовых проблем, дальнейшее снижение уровня доходов и, соответственно, покупательской способности населения.
Начало 2015 года стало первым этапом на пути пересмотра предпочтений большинства населения. Ускорившаяся инфляция, снижение уровня заработной платы, нестабильная ситуация на рынке труда заставили россиян отказаться от привычного уровня жизни и пересмотреть свои продуктовые корзины, а также планы на крупные приобретения. Только за третий квартал 2015 года, индекс потребительской уверенности снизился на 10%. Необходимо отметить, что это значительный скачок за такой короткий промежуток времени.
Возвращаясь к сравнительному анализу кризиса 2015 и 2009 годов, необходимо отметить, что в период предыдущего экономического кризиса, подорожание продуктов в магазинах заметили чуть более 50% россиян, а вот в этом году, скачки цен отметили уже 99% потребителей. По результатам исследований, установлено, что более 44% покупателей стали приобретать значительно меньше товаров повседневного спроса и продуктов питания. Кроме того, весна 2009 года принесла нам перемены к лучшему, экономическая ситуация начала выравниваться, и граждане постепенно вернулись к привычному образу жизни, позволяя себе дорогостоящие покупки и расширяя ассортимент продуктов питания, выбирая более качественные товары. Тот же период 2015 года показал только ухудшение ситуации и ужесточение режима экономии. Процент покупателей, приобретающих более дешевые товары, вырос с 63% во втором квартале до 69% в третьем. Исследовательская компания «ПиР Продукт» отмечает, что почти 50% потребителей приобретают товары, предлагаемые по акциям, отказываясь от привычного ассортимента. Низкая стоимость товара становится определяющим фактором, вытесняющим зачастую показатель качества. Классификация приобретаемых продуктов несколько трансформировалась, первое место отдано цене, второе – сроку годности, и только третье – вкусу. Значительно снизилась реализация премиального алкоголя, натуральных фруктовых соков, шоколада, чипсов.
В продуктовой корзине место качественного шоколада и кондитерских изделий заняли пряники, печенья и вафли, имеющие более низкую цену и длительный срок хранения. Так, экспорт такой продукции из Белоруссии с начала года вырос на 20%.
Михаил Смирнов – главный редактор портала «Алкоголь. Ру»:
Тенденция перехода в период кризисных явлений с более дорогих сортов алкоголя на более дешевые, характерна не только для наших сограждан, но и для других европейских стран. Например, в США представители среднего класса активно переходят с потребления виски на водку. Тоже мужественно, но значительно дешевле. Тем более стоит учесть, что у нас доля дорогого алкоголя составляет всего 2-4 процента от всей реализации и теперь актуально приобретение коньяка, производимого российскими компаниями на основе французского сырья. Также на алкогольном рынке большое распространение получили российские вина, пришедшие взамен импортных. Серьезные инвестиционные вливания позволили, например, краснодарским производителям значительно улучшить качество производимого вина и даже завоевать признание на международных конкурсах.
Претерпели значительное снижение и траты на посещения ресторанов и кафе, а также приобретение техники для дома и отдыха.
Нестабильность трудовых отношений, снижение оплаты труда заставили россиян пересмотреть планы на приобретение квартир, домов и автомобилей. Рынок жилья замер, ожидая изменений в условиях кредитования и порядке пересмотра уже сложившихся задолженностей. Приобретение автомобиля вообще отошло на задний план, пугая потенциальных покупателей значительным и зачастую необоснованным повышением цен, а также высоким уровнем закредитованности населения и отсутствием перспективы роста уровня доходов.