Белоруссия, как известно, в последние годы пристрастилась к российским кредитам. Это можно расценивать как «кредитоманию» - на этой игле Белоруссии очень комфортно, она практически «проедает» средства, которые получает от России. Такая модель не способна решить финансовые трудности этой страны. Постоянные кредиты только отодвигают неизбежный экономический крах.
Россия и сейчас не имеет ничего против того, чтобы предоставить Белоруссии очередной кредит в размере 2 миллиардов долларов. Этот вопрос был решен еще в декабре прошлого года, на встрече между президентами Владимиром Путиным и Александром Лукашенко.
Петр Прокопович, заместитель премьер-министра Белоруссии, отметил, что Белоруссии необходимо привлекать внешние кредиты, - таким образом страна пытается сделать экономику более стабильной, а также решить вопрос реструктуризации внешних долгов. Как пояснил П. Прокопович, на 1 января текущего года внешний долг Белоруссии составил 12 миллиардов долларов, что не превышает размера задолженности на 1 января 2012 года.
По словам заместителя премьер-министра Белоруссии, российское правительство не возражает против предоставления кредита. Единственная сложность имеет технический характер. Дело в том, что данная сумма на такие нужды не предусмотрена бюджетом на этот год.
Антон Силуанов, глава Министерства финансов РФ, подтвердил готовность России помогать Белоруссии кредитом. Однако, наряду с этим, министр напомнил обещание белорусского правительства принять меры относительно приватизационных сделок на общую сумму 2,5 миллиарда долларов, которое не было выполнено. Силуанов подчеркнул, что выход из кризиса в руках белорусского правительства: если данное обещание будет осуществлено, если белорусы смогут реализовать имущество на указанную сумму, то они вполне смогут обойтись и без российского кредита.
Ярослав Романчук, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск):
В этом году правительство Белоруссии планирует увеличить ВВП на 8,5%. Задача довольно амбициозна. Для ее выполнения недостаточно внутренних ресурсов. Но мы уже привыкли к постоянно готовности помочь кредитами со стороны России. Другие государства чаще всего отказывают в этом.
В настоящее время в Белоруссии осуществляется госуправление, при котором 80% экономики находится в руках государства. В таких условиях никакой кредит не спасет нашу экономику. Он просто добавит Белоруссии зависимости от более могущественного партнера.
Не секрет, что предыдущие кредиты, неоднократно выдающиеся МВФ, Ираном, Венесуэлой и другими государствами, Белоруссия попросту проела. Никакие вливания не могут спасти экономику страны. Критические тенденции в экономике налицо.
До тех пор, пока у Белоруссии сохранится доступ к кредитам и прочим сомнительным источникам доходов, власти не будут проводить эффективные экономические реформы. Помимо кредитов, Белоруссия получает дешевый газ и нефть. Незаконно продав российские нефтепродукты, страна не вернула России около 2 млрд. долларов. Не заплатила Белоруссия и Венесуэле, задолжав 2,8 млрд. долларов за нефть. Все эти и другие действия можно расценивать как мошенничество.
Белорусские власти подходят к использованию кредитных ресурсов нерационально. Реформы не финансируются, промышленность не реструктуризируется. Единственное, что может подвигнуть президента Белоруссии Александра Лукашенко к выполнению своих обязанностей по стабилизации государственной экономики, - это резкое и жесткое ограничение кредитных возможностей. Только в таких условиях можно будет надеяться на проведение рыночных реформ, которые сделают белорусскую экономику более устойчивой.
Однако, вероятнее всего, новый кредит все же будет получен, если Белоруссия согласится на продажу активов, на чем настаивает Россия. Между тем, «кредитная игла», на которой находится Белоруссия, очень выгодна для российского правительства. Дело в том, что расплачивается Белоруссия своими наиболее эффективными предприятиями. Например, в 2006 году за кредиты ушла белорусская газотранспортная система. Кроме того, стране пришлось уступить контроль над белорусской противовоздушной обороной.
Сейчас планируется продажа белорусского участка трубопровода «Дружба». Продав этот и другие объекты, Лукашенко сможет обеспечить стране политическую экономическую стабильность вплоть до следующих выборов, что и является его целью. Будущее Белоруссии при этом представляется достаточно туманным и пессимистичным.