Министерство транспорта еще в 2012 году вышло с предложением ввести плату за проезд по дорогам федерального назначения. За три года министерство разработало систему «Платон», которая обязывает собственников грузового автотранспорта весом боле 12 тонн, оплачивать передвижение своего транспорта по федеральным автомагистралям.
Система должна была вступить в действие с ноября 2015 года, однако, массовые акции протеста владельцев большегрузной техники, представителей компаний–перевозчиков заставили правительство отложить введение платы до мая 2016 года для всех регионов, кроме Московской области. Кроме того, было принято решение о снижении тарифа с 3,73 рубля за километр пути до 3,06 рублей. В экспериментальных целях для Московской области, где «Платон» уже действует, плату установили в размере 1,53 рубля за километр до конца февраля.
Также в документе предусмотрены весьма чувствительные карательные меры. Компании, являющиеся собственниками грузовиков и не оплатившие их проезд, будут наказаны штрафом в размере 450 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели – 40 тысяч рублей. За повторное нарушение сумма штрафа будет увеличена.
Максим Соколов – министр транспорта РФ:
Законопроект был одобрен правительством и давно обсуждался в средствах массовой информации, на форумах перевозчиков и просто в среде профессиональных водителей – дальнобойщиков, однако, всплеск активности произошел только в момент, когда решение уже вступило в силу и нам пришлось в экстренном порядке пересматривать и дорабатывать документ.
Дмитрий Песков – пресс – секретарь президента РФ:
Целью введения платы за проезд является наполняемость бюджета и возможность своевременно проводить ремонтно–восстановительные работы дорожного полотна. Введение платы коснулось только большегрузных автомобилей, так как по степени разрушения асфальтового покрытия, проезд одного 12-ти тонного грузовика сравним с 40 тысячами проездов легкового автомобиля, соответственно, посчитайте, какую нагрузку получают дороги и как часто нуждаются в ремонте. Забастовки и пикеты дальнобойщиков, угрожающих сорвать поставки продуктов питания, если правительство не пересмотрит законопроект, заставили Минтранс проявить гибкость и найти компромиссное решение, снижающее напряженность ситуации.
По подсчетам логистов, большегрузные автомобили составляют 4% от всего автопарка страны, однако, даже такой небольшой процент приносит более 56% разрушений автодорогам. Соответственно, средства, полученные в качестве платы за проезд, государство сможет направить на восстановление дорожного полотна, строительство и реконструкцию объектов придорожного сервиса, а также на возведение необходимых автомобильных мостов и развязок. За 2016 год «Платон» должен пополнить федеральный бюджет на 40 миллиардов рублей, затем эти деньги целевыми трансфертами будут распределены по региональным дорожным фондам. Для сравнения, бюджет дорожных фондов на 2016 год испытывает дефицит и заложен в размере 32 миллиардов рублей.
Иван Андриевский – первый вице–президент «Российского союза инженеров»: Новая система позволит значительно снизить бюджетную нагрузку. Регионы получат возможность своевременно получать финансирование и содержать федеральные трассы в надлежащем состоянии.
Система «Платон» предусматривает два варианта оплаты. Первый – с помощью регистрации в системе и онлайн оплаты в ходе движения по магистрали. Этот вариант доступен для автотранспортных средств, оснащенных GPS/ГЛОНАСС-датчиками. Второй способ оплаты более подходит частным перевозчикам. Он предполагает предварительную прокладку и согласование маршрута движения, и затем оплату с помощью мобильного приложения или терминала. Освоение маршрута отслеживается с помощью камер наблюдения, установленных вдоль магистрали.
Антон Замков – коммерческий директор «РТ – Инвест Транспортные Системы»:
Проект «Платон» разработан нашей компанией. На сегодняшний день в системе уже прошли регистрацию 360 тысяч автомобилей, принадлежащих, в основном, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, имеющим небольшой автопарк. Более 100 тысяч прошли регистрацию, воспользовавшись сервисом «личный кабинет».
Введение платы за движение по федеральным дорогам позволит снизить бюджетный дефицит и направить вырученные средства на развитие дорожной инфраструктуры, а это и новые рабочие места, и уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий, и снижение показателя аварийности в целом. Эксперты подсчитали, что вышеперечисленные факторы позволят за период 2017-2031 годы получить экономию бюджета в размере порядка 10 миллиардов рублей.