В статью 1515 ГК внесены поправки, согласно которым незаконное использование какого-либо товарного знака будет преследоваться по закону. Товары, которые будут ввозиться на территорию России без разрешения правообладателей, получат статус контрафактных. Соответственно, продажа таких товаров будет являться достаточной причиной для возбуждения административной и уголовной ответственности.
Международная практика предусматривает реализацию продукции крупных компаний через официальных дистрибьюторов. Если их товар поставляется в другие государства иными лицами, не заручившимися согласием производителей, такой ввоз называется «параллельным импортом». Название обусловлено особенностями ввоза по параллельным каналам, часто неизвестным для правообладателя.
Ввоз товаров и их продажа могут основываться на одном из двух основных принципов ограничения прав производителей: национальном и международном. Национальный принцип ограничения в России предполагает следующее: правообладатель товарного знака, который продал свой товар в Россию, не может никаким образом препятствовать распространению этого товара на внутреннем рынке. При отсутствии разрешения правообладателя на ввоз товара налицо правонарушение. Международный принцип означает, что если собственник товарного знака продал свою продукцию в любой стране, то покупатель имеет право перевезти товар в свою страну.
Отечественные предприниматели, прежде чем ввезти в Россию импортный товар, должны получить разрешение правообладателя. Если будет введен национальный принцип ограничения, наши предприниматели потеряют право на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Почему возникает параллельный импорт? Специалисты называют три причины. Первая – ценовая. Товар имеет разную цену в разных странах. Вторая – качественная. Продукция, которая изготавливается в России под тем же товарным знаком, имеет более низкое качество. Третья причина – товар просто не продается в России компанией-производителем (как, например, было два года с iPhone).
Пытаясь урегулировать параллельный импорт, законодатели оперируют вопросами авторского права и особенностями его трактовки в России. Анатолий Семенов, общественный омбудсмен, подчеркивает, что правообладатель обычно трактуется как ущемленная сторона, бессильная в экономическом плане, а предприниматели выступают в роли «злодеев». Чтобы споры по интеллектуальным правам решались справедливо и грамотно, необходим специализированный суд.
Семенов указал также, что российские учреждения, которые занимаются авторским правом, нередко злоупотребляют имеющимися у них полномочиями. Помимо этого, в нашей стране зачастую возникают ситуации, когда нарушившие авторские права предприниматели вынуждены платить компенсацию огромного размера, совершенно несоразмерную серьезности правонарушения. Известен случай, когда за реализацию 100-рублевого контрафактного диска индивидуальному предпринимателю пришлось заплатить миллион рублей.
Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей:
Суть проблемы заключается примерно в следующем: можно ли на территории России продавать кока-колу, изготовленную в Америке и завезенную сюда производителем, или предпринимателю купить этот напиток в Америке, после чего привезти его в Россию и торговать.
Налицо – конфликт интересов, возникающий между серьезными производителями и представителями малого и среднего бизнеса.
Крупные компании – это безусловное качество и постепенно растущие цены. Малые компании – это прежде всего гарантия невысокой цены, которая необходима для того, чтобы выдержать конкуренцию.
Многие страны, не боясь конкуренции, лишают крупных производителей возможности занимать отдельные ниши. В нашей стране решение на эту тему пока еще не принято. Результат – масса вопросов, возникающих у предпринимателей, - к примеру, у тех, которые занимаются торговлей автомобилями. Имеют ли они право купить в Германии и привезти сюда «Мерседес» или необходимо переплачивать официальному дилеру?
Конкуренция может стать оптимальным вариантом. У потребителя должен быть выбор. Даже крупная компания должна работать в условиях здоровой конкуренции, а не «подгонять» под себя политику государства.