ГлавнаяМненияГосударство и властьГибель российского бомбардировщика дорого обойдется Турции

Гибель российского бомбардировщика дорого обойдется Турции

Уничтожение Анкарой российского самолета, выполнявшего боевое задание в Сирии, грозит Турции значительными экономическими потерями. Во-первых, рухнет туристический рынок. Сразу после инцидента, российские туроператоры отказались от сотрудничества с Турцией и поток туристов, приносящий миллиардные прибыли, значительно уменьшился. Во-вторых, начиная с 2010 года, российско-турецкие экономические отношения развивались довольно стремительно, что позволило увеличить объем товарооборота между нашими странами в десять раз и теперь на этом росте можно ставить жирный крест.

По оценке экспертов, в 2014 году российские туристы пополнили турецкую казну суммой в 3,7 миллиарда долларов, это около 12% от всего туристического бизнеса.

 

Первым этапом развития торгово-экономических отношений между Москвой и Анкарой стал визит в Турцию в 2000 году премьер-министра РФ, Михаила Касьянова, затем, в 2005 году совместный газовый проект «Голубой поток» стал новым, взаимовыгодным этапом. Для сравнения, в 2001 торговый оборот между нашими странами составлял 4,36 миллиарда долларов, а в 2014 – уже 31 миллиард.  

Последняя встреча президентов Турции и России обещала и дальнейшее развитие экономического сотрудничества. Планы на расширение товарооборота к 2020 году до 100 миллиардов долларов, создание зоны свободной торговли, прокладку «Турецкого потока» через акваторию Черного моря, все эти инициативы, скорее всего, похоронит под собой сбитый Су-24.

 

В то время как Россия занимает второе место по объему туристического потока в Грецию, Анкара, уступая только Германии, стоит на второй ступени по объемам приобретаемого у России газа.  Зависимость турецкой экономики от российского голубого топлива составляет порядка 60%. Разрыв партнерских отношений при таких показателях, принесет значительный ущерб экономике обеих стран.

Стоит отметить, что некоторые совместные проекты находились под риском осуществления еще до инцидента с самолетом.  Так, например, переговоры по строительству «Турецкого потока» затягивались турецкой стороной уже около полугода. За это время нам пришлось отказаться от двух дополнительных веток газопровода, предполагаемых для транспортировки топлива через Турцию в европейские страны и оставить в разработке только две, необходимые непосредственно Анкаре. В этой связи, в разработке появился «Северный поток-2», позволяющий транспортировать газ в обход Турции и лишая ее дополнительной прибыли. Конечно, это не лучшим образом скажется и на наших экономических показателях, но у нас имеется козырь – перекрыть турецкие объемы мы сможем поставкой топлива в Китай, об этом уже есть предварительная договоренность с нашими новыми энергетическими партнерами.

Конечно, было бы глупо отрицать, что разрыв энергетических отношений с Турцией, нанесет значительный экономический ущерб и России.  Прибыль Газпрома от поставок в Турцию, в 2014 году составила 10,2 миллиарда долларов. Расчетная сумма прибыли в 2015 году чуть ниже по причине снижения стоимости нефти, однако, если у нас есть возможность восполнить утраченную прибыль, заключив договоры на поставку с другими партнерами, то Анкаре разрыв газовых контрактов сулит экономическую гибель.  Шансы заменить российские поставки Иранским или Азербайджанским газом, на который рассчитывают турки, минимальны. Во-первых, по причине низкого уровня добычи топлива этими станами, во-вторых, перестройка газопроводного потока растянется на 5-10 лет и потребует дополнительных финансовых вложений.

Еще одной точкой соприкосновения, попавшей под турецкий удар, оказалась атомная энергетика. Однако, по высказываниям некоторых экспертов, взаимодействие с Турцией в этом вопросе не несет России дополнительный прибылей, а даже наоборот, разрыв договоренностей, станет определенным благом.

 

Константин Симонов - руководитель Фонда национальной энергетической безопасности:

Турция пригрозила расторжением соглашения о строительстве Росатомом к 2020 году АЭС «Аккуя» на своей территории. Думаю, для нас расторжение соглашения несет больше положительных моментов, чем негативных. Росатом является мировым энергетическим лидером и имеет массу прибыльных проектов за границами РФ. Отказ от сотрудничества с Анкарой нам даже на руку. Во-первых, потому, что расчетная окупаемость этой стройки наступит только через 18 лет, а ведь деньги вкладывать будем только мы и уже сейчас, находясь и так в довольно сложном финансовом положении в результате затянувшегося экономического кризиса. Во-вторых, строительство АЭС создаст дополнительную конкуренцию нашему же газу, поставляемому Турции, благодаря генерации более дешевой электроэнергии. Так зачем же вкладывать деньги в проект, не сулящий дополнительных выгод для нас и упрощающий жизнь туркам?  Единственной возможностью навредить экономическим интересам России будет запрет на транзит нефти через Босфорский пролив. Но это уже будет нарушением международных договоров и может иметь гораздо более трагичные последствия, чем экономическая блокада. Не думаю, что Турция позволит себе зайти так далеко в дергании тигра за усы. 

Гибель российского бомбардировщика дорого обойдется Турции
Сергей Миронов Политик