По подведеным итогам за период с января по сентябрь текущего года РЖД сократили контейнерные перевозки грузов на целых 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно пострадали импортные перевозки, потеряв целых 31,8% объёма.
Не так давно вице-президент ОТЛК Павел Соколов заявил, что для развития грузоперевозок по направлению Китай-Европа РЖД нужно поддерживать постоянный объем перевозок на уровне не менее 400 тысяч TEU в год. В противном случае могут начаться проблемы с экономической составляющей перевозок или попросту говоря, сложно будет предлагать привлекательные тарифы.
Специалисты считают, что одной из основных причин столь стремительного понижения объёмов контейнерных перевозок по жд стало резкое сокращение количества импортируемых автомобилей. Действительно, по статистике автомобилей стали перевозить на 46,3% меньше, чем в прошлом году. Но единственные ли это проблемы? Есть основания полагать, что нет. По словам экспертов по железнодорожным перевозкам компании Good Logistics, проблемы кроются и в тарифной политики РЖД. В частности, повышение цен на перевозки в этом году не добавляет железнодорожному транспорту конкурентоспособности на длинном плече, а на коротком конкурировать с автомобильным транспортом тоже получается слабо. Однако после введение "Платона" жд транспорт вполне может отвоевать небольшой обхём перевозок у автомобильного.
Но вернёмся к автомобилям. Елена Кузнецова, советник генерального директора по маркетингу и связям ОАО "РТА", заявила, что импорт автомобилей за упал на 50%, что не могло не сказаться негативно на объемах грузоперевозок. Такая ситуация связана со многими факторами:
- Значительное повышение цен и падение рубля;
- Снижение уровня жизни населения из-за чего меньшее количество людей может позволить себе купить новую машину;
- Санкции, из-за который с российского рынка ушли много иностранных компаний, среди которых небезизвестная General Motors;
- Смена предпочтений в пользу отечественных товаров. Вопреки падению продаж иностранных авто, автомобили отечественного производства почти не понесли потерь в продажах.
Теперь главная задача РЖД состоит в том, чтобы сделать всё возможное для максимальной оптимизации расходов и уменьшения стоимости грузоперевозок. По данным различных специалистов, стабилизацию доходов от грузоперевозок стоит ожидать не ранее конца 2016 года.