Операция по борьбе с террористической угрозой в Сирии показала явное преимущество российских Су-35 перед прочими истребителями такого же класса, произведенными другими странами. Он признан самым маневренным самолетом за всю историю авиастроения. Сирийская операция позволила России заключить договоры на поставку истребителей нескольким иностранным государствам. Например, Китай готов потратить два миллиарда долларов на приобретение партии Су-35 и уже закрепил свою инициативу подписанием договора поставки. В свете последних событий эксперты даже выражают беспокойство о способности российского военно-промышленного комплекса обеспечить истребителями и внутренние и экспортные потребности. По условиям контракта самолеты должны быть поставлены в Китай в конце 2016 года и авиастроительная корпорация уже приступа к изготовлению комплексов связи для экспортных моделей. Не стоит забывать, что в кризисное для российской промышленности время именно экспортные поставки позволили российскому авиастроению остаться на плаву и поэтому новый контракт будет выполнен в поставленные сроки в точности.
Су-35 обладает сверхманевременными возможностями и приравнивается к воздушным судам пятого поколения. За период 2008-2015 годы компания «Сухой» построила по заказу Минобороны 48 самолетов и за период с 2015 до 2020 года построит еще 50 бортов для оснащения собственных вооруженных сил. Стоимость последнего контракта по подсчетам экономистов составляет порядка 60 миллиардов рублей.
Контракт, заключенный с Пекином принесет российскому бюджету два миллиарда долларов за поставку 24 самолетов. Китайский военные заинтересовались российским истребителем еще во время проведения авиасалона Airshow China в 2008 году, с тех пор и длятся двусторонние переговоры о поставке истребителей. В 2011 году КНР направила Министерству обороны России официальное предложение о сотрудничестве, а в 2012 году было подписано предварительное соглашение. Еще три года потребовалось на согласование различных нюансов и теперь Китай стал первым иностранным государством, заключившим договор на поставку Су-35.
По плану китайского Министерства обороны, закупленные у России Су-35 будут использоваться для патруля спорной территории в Южно-Китайском море. Аналитики признали, что заключение контракта было неизбежно в связи с необходимостью Пекина восполнить дефицит машин собственного производства российскими истребителями. Еще одной из причин заключения контракта стало противостояние интересов Пекина и Вашингтона в вопросе собственнических притязаний на группу островов Южно-Китайского моря. Американские корабли курсируют в спорных водах, желая продемонстрировать заинтересованность США в обладании этими территориями, а по условиям российско-китайского договора, кроме Су-35 Пекин получит еще и некоторые российские разработки, например, радар «Ирбис-Э», умеющий обнаруживать американские самолеты-невидимки, а также российский авиационный двигатель 117С.
Юрий Борисов – заместитель министра обороны России:
Антитеррористическая операция в Сирии кроме прочего, позволила продемонстрировать всему миру мощность российских вооруженных сил, и в частности, авиавойск, которые оснащены новейшими самолетами, позволяющими выполнять боевые задачи одинаково успешно в любых условиях. За нашими машинами покупатели уже выстроились в очередь. Сейчас ведутся переговоры с несколькими азиатскими странами, в том числе с Пакистаном и Индонезией, имеющей устаревший авиапарк.
Вадим Козюлин – директор программы Центра политических исследований России:
Не смотря на то что для Китая собираются истребители в штатной комплектации, тем не менее самолеты будут адаптированы в соответствии с потребностями заказчика. Скорее всего, будет установлено иное бортовое оборудование и некоторые системы. Новые контракты смогут обеспечить нашу авиационную промышленность вливанием весьма значительного финансового капитала, которого так не хватало нам в период прошлого экономического кризиса. Конечно, существует вероятность, что работа заводов на экспорт может несколько отсрочить поступление самолетов на нужды собственных вооруженных сил, но, считаю, это незначительные издержки, с которыми можно смириться без особых потерь.