Вице-премьер резко высказался и о двойных стандартах: получается, если человек посетил митинг протеста, то он автоматически становится «оппозицией», а значит, его нельзя посадить. А если человек находится у власти – не имеет значения, совершено преступление или нет, все равно нужно сажать. Вице-премьер убежден: все должны нести одинаковую ответственность перед законом.
Процесс, прозванный «национализацией элит», как известно, начался в 2012 году. Под пристальное внимание оппозиции и самих властей попали госслужащие, владеющие имуществом и бизнесом. В результате произошел вынужденный отказ от мандатов со стороны пяти депутатов, а также трех сенаторов.
Представитель вице-премьера отметил, что высказывания Шувалова вовсе не относятся к критике, а представляют собой замечание. Шувалов вовсе не говорил, что не следует бороться с коррупцией, он всего лишь призвал не доводить дело до абсурда. Недопустимо, чтобы репрессии касались госслужащих, честно заработавших зарубежную недвижимость или имеющих счета в иностранных банках.
Согласно действующему законодательству, госслужащий обязан отчитываться относительно источников средств, если им будет сделана покупка, стоимость которой превышает три совокупных дохода семьи за год по основному месту работы. Ожидается, что скоро будет принят закон, по которому госслужащие не будут иметь прав на владение зарубежными активами и счетами.
Как поделился с журналистами один из федеральных чиновников, если тенденция к ужесточению законов будет продолжаться, самым разумным вариантом станет уход с госслужбы, в противном случае неизбежно придется ограничивать семью. Обидно, что людей с опытом ведения бизнеса просили помочь государству, а когда такие люди пришли на госслужбу, их начинают заставлять отказываться от собственности.
Однако многие эксперты допускают лоббистский характер заявления Игоря Шувалова и подозревают, что он пытается защитить интересы тех госслужащих, которые имеют серьезные капиталы.
В пользу этого мнения говорит тот факт, что Шувалов является самым состоятельным членом российского правительства.
Сергей Жаворонков, старший эксперт Института Гайдара, заместитель председателя движения «Демократический выбор»:
В самом деле, без перегибов не обошлось, хотя наблюдаются и справедливые решения. С моей точки зрения, запрет на иностранные счета и финансовые инструменты относится именно к перегибам. Почему чиновник не имеет права вложить заработанные и задекларированные доходы в счета иностранных банков или в зарубежные акции?
Запрета на владение зарубежной недвижимостью пока не последовало, но, вероятно, лишь по причине массовых протестов со стороны госслужащих. Если на государственную службу идут состоятельные люди, то что в этом плохого? Многие из них в прошлом – удачливые бизнесмены, честно заработавшие свои деньги, в том числе – и на покупку недвижимости в других странах.
Вопрос, который должен обсуждаться, - это происхождение средств чиновников. Вопросы о законности имеющихся денег задавались Шувалову. Есть информация, что Шувалов получал кредиты от крупных отечественных предпринимателей под приобретение акций «Газпрома». Он же осуществлял в статусе чиновника регулирование оборотов этих акций, обладая всей информацией. По сути, то, что они делал, называется во всем мире инсайдерской торговлей и преследуется по закону.
Имеется и еще один сюжет. «Единая Россия» вот уже на протяжении многих лет блокирует законопроект, запрещающий покупать для государственных нужд автомобили, которые стоят более полутора миллионов рублей. В самом деле, какая необходимость приобретать за государственный счет роскошные иномарки? Это недопустимо, когда в бедной стране чиновники ездят на машинах представительского класса, купленных за госсчет. Во всех цивилизованных странах право передвигаться на престижных авто имеют только первые лица.
Словом, разбираться нужно не по поводу обладания чиновниками зарубежной недвижимостью, а по поводу законности средств, которые потрачены на эту недвижимость.