Антитеррористическая операция в Сирии позволила укрепить российско-сирийское военно-техническое сотрудничество. Высокий уровень профессионального мастерства демонстрируют пилоты российских бомбардировщиков и прикрывающих их в воздухе сирийских истребителей. Однако, эта идеалистическая картина не распространяется на ВТС с войсками прочих, в том числе союзных государств. Не секрет что российские военные периодически проводят совместные учения с восками других государств, однако, именно сирийские военные смогли за короткий срок проявить свой профессионализм и органично взаимодействовать с российскими пилотами.
Служащие российских вооруженных сил принимали активное участие в совместных операциях Таджикистане, в Осетии, однако эти операции имели стихийный характер, сейчас же мы имеем дело с запланированным взаимодействием военного контингента двух государств. Пилоты сирийских самолетов прибыли с визитом в место дислокации наших войск, на авиабазу Хмеймим, где обменялись радиочастотами, позывными, а также скоординировали свои дальнейшие действия.
Военные наблюдатели отмечают, что уровень профессиональной подготовки сирийских пилотов значительно уступает уровню российских летчиков, однако сирийцы имеют преимущество на местности. Имея за плечами пятилетний опыт ведения боевых действий на своей территории, сирийцы с готовностью делятся с российскими коллегами спецификой полетов в сирийском небе. Конечно, оснащение сирийской армии далеко от последнего слова техники, однако же вспомогательные функции по сопровождению российских штурмовиков, они выполняют на отлично.
Еще одним из аспектов военно-технического сотрудничества России с прочими государствами является сопровождение судов гражданского назначения в водах у берегов Сомали и Йемена с целью защиты от нападения пиратов.
Кроме этого, части российских войск, а также гражданские специалисты присутствуют в некоторых странах, где осуществляют консультативную работу по эксплуатации российской боевой техники специального назначения. Например, несмотря на сложную политическую обстановку, группа российских специалистов находится в Минске, осуществляя мониторинг производства товаров военного назначения, предназначенных для экспорта в Россию. Также Россия и Белоруссия периодически проводят военные учения, имеющие масштабный и резонансный характер. Напомню, что последние учения, «Щит Союза – 2015» прошедшие прошлогодней осенью повергли в состояние, близкое к паническому Польшу и прибалтийские страны, расположенные поблизости к месту учений, хотя, по оценкам представителей российского и белорусского штабов, учения были не самыми масштабным. Еще более накаляет стрессовую обстановку в Прибалтике российская эскадрилья, дислоцированная на белорусских аэродромах в ожидании завершения российско-белорусских переговоров о размещении в Белоруссии базы ВВС России.
В Таджикистане гарантом безопасности является размещенная там 201-я российская военная база, защищающая жителей от агрессии соседнего Афганистана.
В ходе длительного обсуждения согласованы нюансы трехстороннего договора России, Абхазии и Южной Осетии, имеющий целью военную интеграцию соседних государств. По условиям договора Сухуми и Цхинвал передают несколько групп военнослужащих под руководство российским офицерам, которые осуществляют переподготовку состава, а также обновление оружейной составляющей под контролем местных офицеров. Для довольно скудно оснащенных тяжелым вооружением армий Осетии и Абхазии этот договор стал возможностью обеспечить своим весьма малочисленным вооруженным силам возможность сохранять суверенитет и обеспечить порядок внутри республик. По оценке военных экспертов, если объединить служащих российских военных баз, расположенных в Осетии и Абхазии, то мы получим численность целой полевой армии.
Совсем недавно представителями России и Армении было подписано соглашение о совместных действиях по охране воздушного пространства. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что дислоцированные в Армении российские базы придерживаются закрытого режима, уровень взаимодействия является весьма высоким и значительно усиливает российское присутствие на турецком направлении.
Сотрудничество в военной сфере с остальными «соседями», например, Казахстаном и Китаем пока носит только эпизодический характер. Проводятся масштабные совместные учения, консультации на уровне руководителей военных ведомств, однако, соглашения об организации совместных отрядов пока не подписано.