В соответствии с планами Москомархитектуры, в 2013 году будет произведена разработка 69 проектов планировки московских производственных территорий. Из них решено 29 площадок оставить в собственности предприятий, а остальные 40 – реорганизовать. Стоит вспомнить, что в 2012 году власти Москвы решили судьбу 32 промышленных зон, правда, удачным стартом может похвастать лишь один из них – «Полуостров ЗИЛ».
Сейчас в столице 7,7 тыс. га промзон. Об этом рассказал Андрей Шаронов, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики. В общей сложности, 15% столичных площадей находятся под промзонами. Эти территории представляют собой серьезный ресурс, которым необходимо правильно распорядиться.
Помимо промзон, практически все площади столицы заняты. Таким образом, для строительства, ведущегося в пределах МКАД, остаются только промышленные территории. Планируется реконструкция площадей, на которых находятся складские, административные и производственные здания, построенные еще при СССР. В этом случае здесь можно построить до 30 млн. кв. метров жилья.
Практически все земельные участки промзон находятся в собственности города, при этом здания и сооружения представляют собой частную собственность. Некоторые участки принадлежат Минпромторгу, «Росатому» и «Ростехнологиям». Планы собственников зданий часто не совпадают с планами городских властей.
Определенные сложности имеются с историческими районами Москвы. Например, в случае с известной фабрикой «Красный Октябрь» следует учитывать статус, которым обладает объект. Есть и другие подобные объекты, признанные памятниками культуры, которые нельзя сносить.
Если говорить об удачных проектах реконструкции промзон, следует упомянуть территорию ЗИЛа. Эта удача во многом достигнута благодаря тому, что у объекта был один собственник – московское правительство. Можно привести и другие успешные проекты – например, жилой комплекс «Фьюжн Парк», построенный на месте бывшего троллейбусного парка.
В настоящее время в реорганизации нуждаются «Донские улицы», - эта промзона застроена мелкими предприятиями, на ней находятся также гаражи и рынок. Здесь планируется возвести технопарк Российской академии наук, инновационно-промышленный и многофункциональный комплекс, а также гаражи и офисы.
На востоке Москвы около 100 га занимает промзона «Хапиловская». Она расположена на земле районов Соколиная Гора и Преображенское и знаменита отличной транспортной доступностью, так как совсем рядом работает станция метро «Электрозаводская».
Самая крупная по площади (632 га) промзона юго-востока столицы называется «Южный порт», она находится рядом со станциями метро «Текстильщики», Третье транспортное кольцо, «Кожуховская», «Печатники». Поскольку здесь функционировали различные предприятия, в числе которых были и вредные производства, в обязательном порядке необходима рекультивация почвы. Определенная часть территорий будет занята зелеными насаждениями, здесь будут устроены рекреационные зоны.
Городские власти планируют также реорганизацию промзоны «Красный строитель», расположенной на юге столицы. Здесь будут возведены панельные жилые дома, снабженные подземными автостоянками, а также торгово-офисный центр. Не обойдется и без соответствующей инфраструктуры – планируется постройка детских учреждений, магазинов и предприятий бытового обслуживания.
С точки зрения аналитиков, застройка промзон может стать причиной резкого повышения цен на московскую недвижимость.