Генпрокуратура РФ, по неподтвержденным данным, признала «иностранными агентами» три некоммерческие российские структуры – Московскую школу политических исследований (МШПИ), Уральскую правозащитную группу и правозащитный фонд «Общественный вердикт».
Источник из Генпрокуратуры отметил, что за последние несколько месяцев перечисленные организации получили немалую сумму денег от американских и других источников. Была проведена проверка, согласно результатам которой МШПИ получила от зарубежных источников 12,8 млн. рублей. Основная сумма поступила от американского института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Другой источник поступлений – Фонд Макартуров, известный как организация, поддерживающая правозащитное движение в 60 странах.
Российский фонд «Общественный вердикт» за три месяца стал богаче на 9,6 млн. рублей. Деньги поступали от Норвежской Хельсинкской группы, ООН и Национального фонда поддержки демократии (США). Кстати, от этого американского фонда регулярно получает денежные средства и «Уральская правозащитная группа», а именно – ее челябинское отделение.
Представители упомянутых некоммерческих структур отмечают, что никогда и не скрывали собственных источников финансирования, и не соглашаются с тем, что их работа имеет какое-то отношение к политике. Игорь Минтусов, член совета директоров МШПИ, объясняет, что не было смысла проводить прокурорскую проверку, - источники доходов организации всегда были прозрачными. При этом он отмечает, что слова «политические исследования» в названии – не что иное, как легкое недоразумение, и в действительности никакими исследованиями Школа не занимается, выполняя сугубо образовательные функции.
Напомним, не так давно прокурорские проверки прошли в целом ряде правозащитных и прочих общественных организациях, получающих зарубежное финансирование. Их обвинили в нарушении нового закона об НКО, точнее – в том, что они не прошли регистрацию как «иностранные агенты».
Например, ассоциация «Голос», осуществляющая мониторинг нарушений на выборах, вынуждена выплатить штраф в размере 400 тыс. рублей, хотя ее руководство отказывается это делать.
В настоящее время Генпрокуратура РФ проводит массовые проверки российских некоммерческих организаций. По их итогам многие НКО получили прокурорские представления о нарушении законодательства.
Иногда прокуратуре приходится отзывать свои представления, признавая тем самым собственные ошибки. Так, например, произошло с подмосковной общественной организацией «Помощь больным муковисцидозом». Вообще, в последнее время деятельность российских НКО испытывает на себе повышенное внимание со стороны властей. Увеличивается и усложняется отчетность, принимаются поправки к закону об НКО, проводится множество проверок… Неудивительно, что некоторые организации после всего этого попросту самоликвидируются.
Вместе с тем, НКО, демонстрирующие лояльность к власти, получают от государства всяческую поддержку. Как считают эксперты, все эти меры скоро приведут к полной подконтрольности властям всех существующих в стране НКО. Могут появиться и такие структуры, которые будут лишь имитировать бурную деятельность, с тем, чтобы получать от государства материальную поддержку.
Наталья Таубина, директор фонда «Общественный вердикт»:
Информация о признании нашей организации иностранным агентом пока еще не подтверждена: мы не получили соответствующих документов. То есть нам еще неизвестно, признаны ли мы «иностранным агентом» и на каком основании. Одно могу сказать точно: наша позиция осталась неизменной. Мы не считаем, что обязаны регистрироваться, как иностранные агенты. Дело в том, что иностранный агент, согласно трактовке законодательства, - это организация, которая не только получает финансирование от иностранных источников, но и занимается политической деятельностью. Подразумевается, что такие структуры осуществляют акции, целью которых является изменение государственной политики.
Мы же действует исключительно в интересах российских граждан, - мы защищаем пострадавших от нарушений прав человека. А значит, в случае получения нами представления от прокуратуры, вынуждающего нас зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, мы будем оспаривать этот документ в суде.