Согласно распоряжению правительства, подписанному Дмитрием Медведевым, как минимум 50% российского общественного транспорта к 2020 году должно быть переведено на газовое топливо. Это касается населенных пунктов, численность населения которых составляет более 1 миллиона человек. Что касается городов с населением более 300 тыс. человек, то здесь «газовое топливо» составит не менее 30%. В населенных же пунктах, в которых проживает 100 тыс. человек и более, на газ предполагается перевести не менее 10% транспортных средств.
В роли газового топлива может выступить СУГ, то есть сжиженный углеводородный газ, а также сжиженный природный газ или КПГ – компримированный природный газ. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, Газпром и прочие газодобывающие компании, а также производители автомобилей с газовыми моторами, готовы финансировать развитие соответствующей инфраструктуры.
Планируется заложить в бюджет средства, направленные на субсидирование этой акции – перевода общественного транспорта на газовое топливо. Как сообщил Дмитрий Медведев, будет оказываться всемерная поддержка – предусмотрено снижение и даже обнуление таможенных пошлин относительно компонентов газовых автомобилей и автозаправок, не производящихся на территории России.
Как сообщил Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза, сегодня в нашей стране зарегистрировано 950 000 автобусов (в том числе микроавтобусов), треть которых работают в режиме регулярных перевозок. Это означает, что 50%-ная замена автопарков приведет к необходимости заменить 150-180 тыс. автомобилей.
В России сейчас работает всего 250 газовых заправочных станций, при том, что одна станция стоит 100 млн. рублей. Из бюджета уже начали субсидировать приобретение газомоторных автобусов, на каждый из которых выделяется 2,5 млн. рублей.
Несколько дней назад в Москве в одном из газомоторных автобусов произошел взрыв – полыхнул газовый баллон. От осколочных ранений пострадали люди - женщина и ребенок.
О развитии газомоторного общественного транспорта на рынке стали много говорить примерно с середины 2012 года. Руководство крупнейших российских автопроизводителей отметило высокий потенциал газомоторной автотехники.
Весомыми аргументами в пользу перехода на газовое топливо являются перспектива уменьшения экспорта газа Газпромом, «метановая» и «сланцевая» революции, проблемы с поставками российского газа в Украину, а также глобальная переориентация общественного и личного транспорта на газовое топливо.
Может ли эта мера улучшить имеющуюся экологическую обстановку в мегаполисах? Не станет ли повсеместный переход на газовое топливо угрозой здоровью и жизни людей?
Петр Шкуматов, координатор «Лиги избирателей»:
Инициатива Дмитрия Медведева правильна и своевременна. Переход транспорта на газовое топливо выгоден, так как транспорт, работающий на газовом моторе, расходует намного меньше топлива, чем автомобиль на бензине или солярке. Далее, это помогает сберечь экологию. В этом не сомневается ни один человек, хоть раз видевший черные, как сажа, выхлопы автобусов, - такое впечатление, что их заправляют даже не бензином, а нефтью, битумом, отработанными покрышками или мазутом.
Отдельно стоит сказать о вопросе безопасности. Это – единственное на сегодняшний день, что вызывает сомнения. Автобус, на крыше которого установлен газовый баллон (именно такой автобус взорвался Москве на прошлой неделе), - это преступление. Такой способ установки газового оборудования совершенно недопустим.
Решающими моментами в этом вопросе становятся, таким образом, способ установки газового оборудования и выбор производителя. Самый дешевый и то же время самый опасный способ – закрепление баллонов на крыше. К чему это приводит – мы уже видели. Необходимо найти место в транспортном средстве для установки баллонов, в котором они будут защищены как от ударов при ДТП, так и от прямых солнечных лучей.
То есть все будет зависеть от того, как полезная идея будет реализована. По большому счету, газовое оборудование столь же безопасно, как и традиционный бензобак, главное – правильно его разместить.