Как только Газпром выразил согласие субсидировать цены на газ, президент Армении тут же заявил о готовности страны стать членом Таможенного союза. С точки зрения экспертов, российское правительство решило показать Украине на примере Армении, как выгодно соглашаться на участие в таможенном союзе. Ведь этот шаг может стать эффективным решением газовых проблем для Украины.
Интересно, что Армении пришлось делать выбор между Таможенным союзом и интеграцией в Европу. Соблюдать нейтралитет или становиться участником сразу двух союзов не представлялось возможным: необходимо было четко определиться со своими предпочтениями. Дело в том, что экономические и торговые связи могут развиваться лишь в одном направлении, при этом Армения должна была либо «идти в ногу» с Евросоюзом, либо становиться участником Евразийского союза.
В течение летних месяцев между руководством Газпрома и правительством Армении длились переговоры, центральным предметом которых являлась цена на газ. В мае стало известно, что тариф для Армении повышается, теперь газ для этой страны будет стоить не 189, а 270 долларов за одну тысячу кубометров. Это заявление стало причиной беспокойства по поводу возможного увеличения стоимости газа для населения Армении. Так и получилось: стоимость топлива выросла на 14-18,2%, в зависимости от категории потребителей.
Опасаясь развития социального напряжения, правительство дало понять, что последуют субсидии на 30% стоимости газа. Однако это обещание невозможно было бы выполнить, не взяв соответствующие кредиты.
Чтобы решить вопрос с субсидированием, правительство Армении начало переговоры с Газпромом и российским правительством. Переговоры завершились успешно для Армении: российская сторона согласилась пересмотреть ценообразование на газ.
Константин Симонов, Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:
Армения является политическим и экономическим союзником России. Эта страна давно говорила о своей готовности стать членом Таможенного союза. Такой готовности, помимо всего прочего, способствует неважное состояние армянской экономики и неудачные попытки восстановить производство.
Основным препятствием для вступления в ТС можно назвать отсутствие общих границ с другими государствами, входящими в состав Таможенного союза. Если обратиться к мировому опыту, то можно увидеть – подобных прецедентов нет, так как при отсутствии общих границ теряется целесообразность такого действия.
Тем не менее, после перспективы снижения тарифов на газ, Армения пошла на это действие. Можно с высокой долей вероятности предположить, что России необходимо было членство Армении в ТС для положительного примера, который достаточно нагляден для Украины. Теперь официальный Киев имеет возможность убедиться в том, что все газовые проблемы легко решаются путем вступления в Таможенный союз.
В настоящее время главная задача Москвы – убедить Украину стать участником ТС. Киев же планирует вступить в Евросоюз. Если это произойдет (крайний срок – ноябрь этого года), то Киев уже не сможет стать членом Таможенного союза. Необходимо выбирать.
Еще недавно успешным примером можно было считать Белоруссию. После передачи Лукашенко России такого серьезного предприятия, как Белтрансгаз, цена газа для белорусов сравнялась с российскими тарифами плюс стоимость транспортировки. Это выражается в гораздо более низких цифрах по сравнению с тарифами на российский газ для Украины. Однако после ареста руководства Уралкалия отношения между Россией и Белоруссией стали неопределенными, и России понадобился новый положительный пример для убеждения Украины. Таким примером стала Армения. Даже несмотря на видимую бессмысленность этого действия, Армения в обмен на низкие цены на газ стала членом Таможенного союза. Поскольку между Арменией и другими странами – членами ТС нет общих границ, теряется смысл: ведь растаможка осуществляется дважды, потому что между Арменией и Россией лежат другие страны.