Минтранс предоставляет на выбор бюджетным авиакомпаниям пять аэропортов, два из которых находятся под Москвой, а три – в Москве. За право стать местом базирования дешевых компаний в настоящее время борются Домодедово, Внуково и Шереметьево, а также Раменское и Ермолино.
Вопрос создания аэропорта, предназначенного для низкобюджетных авиаперевозчиков, был освещен в докладе, сделанном главой Минтранса Президенту РФ Путину.
Владимир Борисов, исполнительный директор международного аэропорта Раменское:
Мы ведем переговоры с перевозчиками и надеемся, что лоукост-компании выберут именно наш аэропорт. Мы запросили техническое задание у «Аэрофлота», чтобы понять, какие именно условия базирования необходимо создать, чтобы стать наиболее привлекательной базой для лоукост-перевозчиков.
В настоящее время приоритетом развития нашего аэропорта является создание базы для грузовых перевозок, следом идет бизнес-авиация, и замыкают перечень приоритетов чартерные пассажирские перевозки. Разрабатывая генплан развития Раменского, мы ориентируемся именно на эти направления.
Наш аэродром способен принимать воздушные суда любого типа и любой массы. При этом мы можем похвастать самой длинной в России основной взлетной полосой – она протянулась на 5,4 тыс. метров.
Карен Аракелян, заместитель руководителя практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX:
Лоукост-перевозчики предпочтут использование уже существующей инфраструктуры аэропорта, - это гораздо выгоднее, чем создание новой базы. Цель перевозчика – максимально сократить расходы, поэтому он однозначно не будет инвестировать в строительство нового аэропорта. Затраты на создание новой авиабазы могут вылиться в цифру от 10 до 20 миллиардов долларов.
Гораздо целесообразнее использовать под базу лоукост-перевозок малые аэродромы Подмосковья, работающие сегодня. Они имеют соответствующую инфраструктуру, а также подъездные пути, в качестве которых выступают железные и автомобильные дороги. Если опираться на эту точку зрения, то становится ясным: исключение из числа претендентов аэропорта Быково – правильное решение, так как он уже давно не эксплуатируется и не имеет собственной инфраструктуры. Чтобы его модернизировать, потребовались бы немалые средства.
Правда, Раменское в качестве базы для лоукост-перевозчиков тоже представляется мне невыгодным вариантом. Да, этот аэропорт имеет две хорошие и длинные взлетно-посадочные полосы, однако всем известны ограничения Раменского в отношении пропускной способности. Кроме того, существует прямой конфликт между Раменским и Домодедовым по воздуху.
Наиболее подходящим вариантом можно считать Ермолино или Клин. Правда, придется произвести реконструкцию имеющихся взлетно-посадочных полос. Зато здесь в наличии хорошая транспортная доступность, а воздушных конфликтов с остальными аэропортами нет.
Что касается московских аэропортов, то они не подходят для лоукост-перевозок по многим причинам. Их воздушные и другие мощности по перевозке пассажиров уже сейчас – на пределе. Ожидается, что к 2030 году количество пассажиров в Москве возрастет в три раза. Это означает, что даже при условии модернизации всех трех аэропортов – Домодедова, Внукова и Шереметьева – они будут не в состоянии справиться с грузопотоком уже к 2026 году.
Именно поэтому встала реальная необходимость создать в Москве четвертый аэропорт. Для определения, какой из предложенных аэропортов является наиболее подходящим для лоукост-перевозчиков, необходимо провести тщательный инвестиционный анализ, чтобы выяснить: в каком случае затраты перевозчика будут минимальными.
До сих пор в России никто не занимался низкобюджетными авиаперевозками. Однако, если ориентироваться на мировую практику, можно сделать вывод, что обычно перевозчики такого типа не предъявляют слишком высоких требований к терминалам аэропортов. Достаточно одноэтажного терминала блочного или ангарного типа, при этом нет необходимости ни в эскалаторах, ни в серьезных инженерных системах. Гораздо важнее регулирование авиаперевозок, чем инфраструктура. Например, необходимо введение так называемых невозвратных билетов, а также отмена регистрации пассажиров, обработки багажа и обязательного питания. Принятые меры сделают стоимость авиабилетов ниже на 10-15%, а возможно – и на 20-40%.