ГлавнаяМненияЛегкая промышленностьДобросовестное поведение и должная осмотрительность

Добросовестное поведение и должная осмотрительность

В ГК ввели термин добросовестность, который, так или иначе, был известен юристам и предпринимателям. Но есть и схожее понятие «должная осмотрительность». Есть ли  между ними разница?

Несколько слов о добросовестности

Добросовестное поведение  указывается в гражданском праве. По смыслу закона  речь идет о следующем:

  • запрещается использование собственных прав, чтобы причинить вред другим;
  • запрещается злоупотребление правом – неправомерное поведение – выход за рамки, очерченные законодательными актами.

Принцип заключается в том, чтобы  поведение субъекта с контрагентами не выходило за определенные рамки. И оценка  поведения как недобросовестного входит в компетенцию суда. 

Среди последствий:

  • отказ судом в иске или в части требований   
  • право другой стороны просить возмещения ущерба, причиненного недобросовестностью.

Казалось бы все  понятно.

Должная осмотрительность

Понятие введенное ВАС в одном из разъяснений в 2006 году. По смыслу  данный должная осмотрительность аналог добросовестного поведения при построении партнерских отношений в разрезе обязательств по уплате налога. Т.е. все ли бизнесмен или предприятие сделали, чтобы избежать нарушений при исчислении и уплате налога. Касается правильного подбора контрагентов.  И разница в следующем. Добросовестность поощряет оставаться в рамках, а осмотрительность активно действовать, собирая доступные сведения о партнере, и давая им оценку с учетом возможных рисков. Налоговая служба даже предлагает сервис, который направлен на поиск нужной информации. Конечно, еще приходиться прилагать дополнительные усилия.

Решение вопроса осложнено, т.к. не всегда удается правильно дать оценку контрагенту.  Да и  такое занятие не свойственно бизнесу, особенно, мелкому или среднему, не имеющему собственной службы безопасности.

Добросовестное поведение и должная осмотрительность
Владислав Толстов Деловое издание «Сфера влияния» Журналистика мнений. Новый красноярский журнал. Особенности издания СВ:
1. Свежий взгляд на бизнес.
2. Ориентированность на читателя.
3. Оригинальное визуальное оформление.
4. В каждом номере присутствуют статья анализирующая тот или иной сегмент рынка или бизнес, комплексно описывающий тенденции, проблемы и сценарий возможного развития – от ритуальных услуг до внутреннего туризма.
5. Колумнистика.

Главный редактор – Данила Юсьма
Корреспонденты – Владислав Толстов и Евгений Волошинский
Тел. +7 (391) 2-66-7777
Коммерческий директор – Буриченко Светлана
Тел. +7 (391) 2-66-7777 вн. 1213