По мнению сотрудников Счетной палаты, существуют определенные риски непоступления в государственный бюджет некоторых доходов. Сюда относится, например, доход от уплаты налога на прибыль (во всяком случае, его часть), а также от уплаты НДС. Эксперты не исключают изменения параметров ВВП, которое может привести к снижению доходов.
Например, предполагается, что повысится уровень собирание НДС на 115,2 миллиарда рублей. Как считают эксперты, эта уверенность необоснованна. Кроме того, бюджет может не получить в полном объеме те 71,9 миллиарда рублей, которые предполагается выручить на экспортных пошлинах на нефть и различные нефтепродукты, отправляемые в Белоруссию и Казахстан. Подобный риск нельзя исключать, если не удастся урегулировать вопрос с беспошлинными поставками отечественной нефти странам Таможенного Союза.
Кроме того, не факт, что нефтегазовые доходы будут столь высокими, как это ожидается: дело в том, что нефть марки «Юралс» отличается более низкой ценой по сравнению с той, что предусмотрена в официальном прогнозе. Экспорт товаров и объем ВВП тоже может оказаться ниже ожидаемого.
Татьяна Нестеренко, замглавы Минфина:
Налоговые и таможенные службы предпочитают озвучивать более скромные прогнозы относительно поступлений в бюджет на протяжении ближайших трех лет. С 2013 по 2016 год государственный бюджет вполне может получить на 1 триллион меньше, чем запланировано.
Если реализуется именно этот сценарий, Минфин будет вынужден использовать для покрытия дефицита средства Резервного фонда, объем которого составляет 4,2% ВВП. Этой суммы должно хватить на ближайшие три года. По сути, даже негативное развитие событий – всего лишь проверка на устойчивость государственного бюджета.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари»:
Лучшим временем для отечественной экономики можно считать нулевые годы этого столетия. Наша экономика в то время выросла в десять раз, если считать в долларовом выражении, а в реальности произошел рост в два раза.
В те годы формирование бюджета происходило весьма консервативно. Министр финансов Алексей Кудрин стал одним из «отцов» русского экономического чуда, соблюдая достаточно жёсткие правила ведения экономики. Доходы в то время всегда были выше ожидаемых. В результате значительно уменьшился размер суверенного долга, а также сформировался стабилизационный фонд.
В то время повышалась цена на нефть, а, кроме того, увеличивались объемы ее добычи. «ЮКОС» и «Сибнефть» сильно повысили эффективность собственного бизнеса. Этому способствовали грамотные финансовые и управленческие решения.
И все-таки главное, что помогло поднять экономику России тех лет, - это политика ресурсного национализма, которую проводили Владимир Путин и Игорь Сечин. Именно тогда была национализирована природная рента. И еще важный момент: тогда, наконец, началась грамотная приватизация. Активы продавались по адекватной цене.
Теперь же, к сожалению, «золотые времена» завершились. Правительство кое-как сверстало госбюджет на ближайшие три года. Это пришлось делать в условиях сокращения поступлений и откровенного падения экономики. Скорее всего, в бюджет не поступит столько средств, сколько планируется.
Дальнейшее увеличение цен на энергоресурсы – возможная причина, которая приведет мировую экономику к рецессии. Россия уже ощутила на себе негативные последствия экономического спада в странах Европы и вступления в ВТО. Экономический рост оказался намного ниже ожидаемого.
Михаил Крылов, директор аналитического департамента United Traders:
На прогнозируемости бюджетных поступлений негативно отразился мировой финансовый кризис. Если еще недавно доходы бюджета серьезно зависели от газа и нефти, то сегодня это влияние снизилось до 8,9%.
Вторая причина – зависимость налоговых поступлений от продажи товаров в России от потребительского спроса. Крупные компании стараются захватить рынок бедных. В итоге продажи снижаются, а себестоимость увеличивается. Доходы компаний падают, снижаются поступления в бюджет.
Добыча нефти сегодня, в отличие от нулевых, характеризуется стагнацией. Чтобы разрабатывать в Арктике и Восточной Сибири новые месторождения, требуются огромные инвестиции. То есть все зависит сегодня от цен на нефть, на которые Россия почти не имеет влияния.