Премьер-министр Дмитрий Медведев, говоря об изучении обстоятельств авиакатастрофы, предложил подумать о вопросе укрупнения авиакомпаний. Правда, как он заметил, эти процессы не должны помешать развитию конкуренции в данной отрасли. Медведев рассказал, что подавляющее большинство из 122 существующих сегодня в России можно охарактеризовать как «слабые». Это означает, что, по словам главы правительства, до 90% перевозчиков имеют проблемы как с финансовыми возможностями и материальной базой, так и с экипажем.
Кроме того, премьер сказал о недопустимости «псевдоэкономии» - безопасность полетов определяется квалификацией персонала, качественным техническим оснащением и надежной аэронавигацией.
По его словам, в отечественных аэропортах должны быть созданы альтернативные операторы обслуживания. Они будут осуществлять обработку багажа, обслуживать бизнес-авиацию, организовывать питание пассажиров на борту. На рынке должно быть разумное количество участников, тогда будет создана здоровая конкуренция.
Игорь Маликов, Герой России, летчик-испытатель:
Основные перевозчики, согласен, должны быть крупными. Однако нельзя сбрасывать со счетов и необходимость небольших авиакомпаний – например, в Канаде и в других странах существует множество мелких фирм-перевозчиков, которые осуществляют туристические маршруты для любителей посетить отдаленные озера и половить там рыбу. Это достаточно удобно, когда наряду с крупными компаниями существуют и мелкие. Проблема не в этом.
Необходима мощная государственная программа, целью которой будет являться возрождение самолетостроения и высокое качество подготовки пилотов. В настоящее время российские пилоты учатся по американской системе. Разница заключается в том, что американцы летают на новых машинах, которые не падают, а наши пилоты ведут 20-летние самолеты, и, когда отказывает автопилот, они не знают, что делать.
Вадим Базыкин, заслуженный пилот России:
На первом этапе, в самом деле, укрупнение существующих авиаперевозчиков может сослужить хорошую службу. Но нельзя считать этот вопрос однозначным. Предположим, в стране останется несколько крупных авиакомпаний. Можно даже уже сейчас с большой долей вероятностью предположить, что ими будут «Аэрофлот», «Ютэйр» и «Трансаэро». Они будут жиреть, а что делать остальным? Ведь Россия – страна, занимающая огромную территорию.
Необходимо возобновить деятельность Министерства гражданской авиации, в штат которого должны входить квалифицированные сотрудники, способные оперативно определить самые необходимые шаги в этой отрасли.
Некоторые депутаты Госдумы предлагают снимать с эксплуатации самолеты старше 20 лет. Но тогда отрасль станет убыточной. Дело в том, что самолет окупается только спустя 12-15 лет после начала его эксплуатации. Ресурс самолетов закладывается на 30-35 лет, и только после этого срока можно ставить вопрос о его замене.
Вопрос должен решаться профессионалами, которые сумеют осторожно и грамотно подойти к проблеме. В настоящее время решение сложных вопросов поручено неквалифицированным кадрам. В частности, упавший в Казани самолет летел под управлением бывшего штурмана и бортмеханика – эти люди не имели достаточного опыта самостоятельных полетов.
Александр Нерадько, глава Росавиации:
Мы завершаем внеочередную проверку авиакомпании «Татарстан». По итогам проверки будут сделаны выводы и определена целесообразность дальнейшей работы перевозчика.
Мы поддерживаем предложение летать на новых самолетах и запретить эксплуатацию старых. Однако этот вопрос является очень сложным. Например, если сегодня одновременно вывести из эксплуатации все «пожилые» машины, это неминуемо негативно отразится на возможности передвижения людей в регионы. Видимо, принимать такое решение нужно взвешенно, предоставив авиации время на подготовку изменений. Стоит вспомнить, что в 2002 году ЕС принял решение об ограничении эксплуатации шумных самолетов. На решение этого вопроса авиакомпании получили 25 лет и смогли достойно подготовиться.