Согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, ведомства вместе с Газпромом должны до 5 декабря подготовить предложение, предусматривающее введение предоплаты за коммунальные услуги. Если новый закон будет принят, потребители обязаны будут оплачивать пользование жилищем и коммунальными услугами до 10 числа не следующего, а текущего месяца. Такая поправка будет внесена в Жилищный кодекс.
Потребителям будет предложено пользоваться приборами учета ресурсов, оснащенным дистанционным управлением.
Кроме того, премьер предложил сократить сроки отключения подачи газа тем абонентам, которые не оплачивают его своевременно: вместо 30 суток теперь будет даваться 20 суток.
МВД России, Генпрокуратура и Следственный комитет должны осуществить проверку управляющих организаций ЖКХ, а также предприятия теплоэнергетики и электроэнергетики, задолжавшие оплату за полученный газ, чтобы выявить факты нарушения законов.
Алексей Толстик, Генеральный директор инфраструктурной компании P3infra:
Задолженность за услуги ЖКХ по итогам первого полугодия в России составляет 736 миллиардов рублей. Это серьезная проблема, однако пути ее решения, предложенные премьер-министром, являются спорными. Вряд ли новые инициативы окажутся эффективными: неплательщикам совершенно все равно, будет ли введена предоплата, - ведь они все равно не собираются платить. Это новшество ударит как раз по добросовестным плательщикам из числа населения.
Стоит отметить, что доля населения в общей сумме задолженности составляет не более 20%. Все остальное – это задолженности управляющих компаний. Нередки случаи мошенничества в этих компаниях, однако много и других причин.
Игорь Башмаков, исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии:
Не могу согласиться с необходимостью введения предоплаты. Во всем мире оплата коммунальных услуг взимается по факту, а не заранее. Начиная с 2008 года Медведев и другие твердят нам о необходимости установки приборов учета. Теперь выясняется, что нужно будет платить до того, как показания на этих приборах станут известны. В минусе окажутся те люди, которые и так платят за все добросовестно.
А как быть с неминуемой путаницей, которая возникнет при такой системе? Человек в ноябре оплатил декабрь, а в декабре уехал, и его не было дома целый месяц. Необходимо будет в подобной ситуации делать массу перерасчетов, а это – лишние трудозатраты и потеря времени.
Во всем мире неплательщиков попросту отключают. У нас это сделать затруднительно, но имеются другие способы бороться с этим явлением: например, суды. Кроме того, есть методы, позволяющие препятствовать неплательщикам пользоваться, к примеру, канализацией. Если принимать такие меры – люди будут платить, потому что без канализации жить невозможно. Бороться с неплательщиками за воду можно путем отключения электричества. И подобные способы воздействия сегодня все более активно используются в разных регионах.
Огромная проблема заключается в несоответствии качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг их стоимости. Естественно, люди не хотят платить за уборку подъездов, если в них никто не убирает. И другой нюанс – очень многие сегодня находятся в таком положении, что и рады бы оплачивать все услуги, но просто не могут это делать из-за низкого уровня доходов. В конце концов, помимо ЖКХ, у людей множество других насущных потребностей.
Михаил Крылов, директор аналитического департамента United Traders:
Предоплату за ЖКХ нужно вводить, но она должна идти не управляющим компаниям, а монополиям – напрямую. Оставим посредников – ничего не добьемся.
Введение предоплаты за коммунальные услуги сможет улучшить сложившуюся на Кавказе ситуацию: сегодня из-за хронических неплатежей в этом регионе Россия теряет порядка 20% выручки.
Выиграют от реформы и управляющие компании: их избавят от необходимости отвечать в суде перед представителями энергетической отрасли. На сегодняшний день им приходится отвечать за огромные долги, сумма которых достигает 150 миллиардов рублей. И это – только четвертая часть того, что потребители задолжали непосредственно компаниям.