27 ноября состоялось совещание руководящего состава правоохранительных органов. Представители Генпрокуратуры поведали о том, что за последнее время увеличилось число выявленных взяткодателей – это можно считать результатом качественно проведенной работы по сокращению коррупции в органах.
Юрий Чайка, генеральный прокурор:
В течение первых 6 месяцев 2013 года было осуждено более 3,5 тысяч коррупционеров, занимающих различные должности. За 9 месяцев текущего года дисциплинарная и административная ответственность была наложена на 60 тысяч должностных лиц.
Стоит отметить, что наказанию подвергаются не только те, кто берет взятки, но и те, кто их дает. К сожалению, сотрудники правоохранительных органов зачастую уделяют большое внимание незначительным правонарушениям, например, получению денежного вознаграждения медработниками или преподавателями.
Возмещенный ущерб по уголовным делам о коррупции в этом году достиг размера 10% - то есть из 21 миллиарда рублей ущерба было возмещено всего 2 миллиарда. Такие низкие показатели объясняются тем, что не всегда применяется такая мера, как конфискация имущества, даже если для этого существуют веские основания. Например, в этом году конфисковано имущество только 200 осужденных.
Заметно уменьшилось количество уголовных дел по факту коррупции, направленных на доследование. Число оправданных по таким уголовным делам уменьшилось на треть.
Множество нареканий связаны с коррупцией, существующих в самих правоохранительных органах. Службы собственной безопасности полиции в этом году провели ряд проверок, в результате которых из 5 тысяч обращений по факту коррупции было возбуждено всего лишь 129 дел.
Серьезная проблема – недоработки приставов, из-за которых не удается взыскивать в пользу государства штрафы в таких же размерах, как и взятки.
Владимир Мамаев, руководитель общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»:
Я не уверен в объективности озвученных генеральным прокурором цифр. Дело в том, что они расходятся с цифрами, содержащимися в закрытом докладе НИИ МВД. Огромное количество возбужденных дел по коррупции так и не были доведены до суда. Происходящая сегодня «борьба» с коррупцией больше напоминает щипачество – принимаемые меры катастрофически малы.
Необходимо принять федеральный закон относительно коррупционных преступлений, внести в УК соответствующую главу.
На первом месте по коррумпированности сегодня находится суд, на втором – МВД, а на третьем – светские чиновники.
Александр Буксман, первый заместитель генерального прокурора:
Штрафы за коррупцию, назначенные в судебном порядке, в этом году составили 400 миллионов рублей. Стоит сказать, что прокуроры 25 регионов вообще не уделили этой проблеме ни малейшего внимания. Это – провал работы, за который следует строго наказать.
В стране выявляется слишком мало действительно крупных коррупционных преступлений. В этом году за коррупцию в России привлекли 800 сотрудников правоохранительных органов. Коррупция сегодня у нас – это только взяточничество, за которое и сажают людей. Без внимания остаются такие виды коррупции, как сфабрикованность уголовных дел, а также рейдерские захваты самими работниками правоохранительной сферы.
Очень высока вероятность коррупционных проявлений в сфере гособоронзаказа. Дело в том, что взаимоотношения, существующие сегодня между различными корпорациями и их дочерними предприятиями, не урегулированы в правовом поле. Корпорации существуют за счет дочерних структур, буквально обирая последние. На гособоронзаказ государство планирует выделить в ближайшие годы 23 триллиона рублей.
И все-таки результаты борьбы с коррупцией сегодня заметны даже простому населению. Треть россиян убеждены, что с коррупцией в стране борются активно. Еще недавно число таких граждан выражалось более скромной цифрой – 20%.