Уже к началу 2030 года Россия может почувствовать острую нехватку бензина. Такое заявление сделал Ахмед Гурбанов, старший менеджер корпорации ЛУКОЙЛ.
Согласно докладу Гурбанова, к 2020 году в стране будет производиться максимальное количество автомобильного топлива, которое возможно при имеющихся производственных мощностях и количества переработанной нефти. Примерно до 2025 года рынок будет характеризоваться профицитом бензина. Однако сразу после этого ситуация изменится – уже в 2025 году спрос на топливо превысит предложение. Выходом могло бы стать наращивание производства, но это невозможно – существуют технологические ограничения. Кроме того, в 2028 году начнет сокращаться добыча нефти, в результате чего снизится и производство бензина.
Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа пояснил: основаниями для такого прогноза стали ожидания значительного роста российского автопарка. Существующих производственных мощностей попросту не хватит, чтобы перерабатывать количество топлива согласно возросшим потребностям.
В течение последних 15 лет в стране стало в два раза больше автомобилей. Сегодня у каждого четвертого жителя страны имеется собственный автотранспорт. При этом тенденция к росту автопарка сохраняется, и к 2025 году ожидается насыщение отечественного авторынка. Уровень автомобилизации России достигнет уровня Японии, Великобритании и Франции.
Пресс-служба ЛУКОЙЛа:
Создавшаяся угроза – не страшилка, а повод для того, чтобы пересмотреть взгляд на снабжение автомобилей топливом и, возможно, частично заменить бензин газом. Согласно предложению Ахмеда Гурбанова, имеет смысл перевести часть автотранспорта на сжатый или природный газ. Этот шаг позволит преодолеть дефицит бензина.
По мнению экспертов ЛУКОЙЛа, уровень потребления природного газа (КПГ) должен достигнуть 4 миллионов тонн ежегодно. Чтобы дойти до этого уровня, необходимо на протяжении ближайших 8-10 лет развивать сектор достаточно интенсивно, чтобы потребление газа увеличилось по сравнению с сегодняшним в 10-20 раз.
О газомоторном топливе задумались и в правительстве. Премьер-министр Дмитрий Медведев в мае этого года подписал постановление, согласно которому половина общественного транспорта к 2020 году должна быть переведена на метан. Это постановление касается городов, население которых составляет более миллиона жителей. На базе Газпрома и Роснефти будут созданы развитые инфраструктуры, предназначенные для заправки автомобилей метаном. Отечественные производители, в частности, КамАЗ и «ГАЗ», планируют выпускать большее количество работающих на метане автомобилей.
В настоящее время Россия добывает ежегодно 500 миллионов тонн нефти. Поскольку это гораздо больше, чем требуется стране, большая часть отправляется на экспорт. Несмотря на это, всегда есть вероятность снижения добычи нефти, особенно, если принять во внимание существующий налоговый режим. Если такое произойдет, наступит несомненный дефицит бензина для страны. Кстати, в Западной Сибири, которая считается традиционной местностью для добычи нефти, объемы уже снижаются, так как месторождение стареет.
Для увеличения количества добываемой нефти можно воспользоваться новыми технологиями. В среднем сегодня в стране извлекается из недр не более 25% нефти – это порог, обеспеченный существующими технологиями. В то же время Норвегия, например, извлекает до 60% своей нефти. Если у нас получится решить этот вопрос, можно будет не беспокоиться о падении добычи нефти.
Из-за дороговизны новых технологий нерентабельно закупить их за границей и применить только в Западной Сибири. Здесь государство и компании должны объединиться.
Существующая политика налогообложения также не способствует увеличению добычи сырья. Многие объекты, для которых характерны трудности в извлечении нефти, из-за убыточного налогообложения вынуждены были выйти из хозяйственного оборота.
Рустам Танкаев, гендиректор «ИнфоТЭК-Консалт»:
За счет такого положения дел страна потеряла более 20 миллионов тонн нефти в год, что соответствует 10 миллиардам долларов. Государству при этом идет 500 долларов с каждой добытой тонны сырья.