ГлавнаяМненияРынок трудаВ России теперь модно экономить

В России теперь модно экономить

Как сообщают экономисты, россияне в последнем квартале 2013 года тратили намного меньше, чем все предыдущие годы. В последний раз подобное стремление к экономии наблюдалось в 2008 году. Тенденция к экономии началась еще осенью, замечено, что повседневные расходы жителей России снизились на 5% по сравнению с аналогичными месяцами предыдущего года.

Правда, все же к декабрю россияне сумели накопить достаточно денег, чтобы увеличить свои расходы по сравнению с ноябрем на 20%, но это объясняется предпраздничными покупками.

Крупнейший ретейлер страны «Магнит» свидетельствует о снижении потребительской активности клиентов. Это привело к замедлению продаж к концу 2013 года. Эксперты «Магнита» отмечают: если в декабре 2012 года выручка возросла на 34,6% (такие темпы всегда наблюдаются перед новогодними праздниками), то в декабре 2013 года этот показатель составил всего лишь 22,88%.

Покупатели стали отдавать предпочтение товарам в более низком ценовом сегменте. Хуже всех в этом смысле обстоят дела у потребителей, получающих средние доходы. Как утверждает статистика, у этого сегмента реальные расходы уменьшились за год почти на 12%, если принимать во внимание инфляцию.

Михаил Крылов, директор аналитического департамента United Traders:

Реальные расходы граждан снижаются, причинами этого явления можно назвать пессимистические взгляды на будущее страны, а также замедление темпа роста доходов, на которые рассчитывали граждане.

За период с января по ноябрь доходы увеличились всего на 3,6% в год, но ноябрь характеризуется крайне низкой цифрой – 1,5%. Естественно, что в свете этих событий повседневные траты становятся более скромными.

Россия начинает переходить от стимулирования потребительского спроса к стимулированию предложения. Экономическая эффективность не получает подтверждения в виде повышения производительности труда, а ведь этот показатель в нашей стране в 2,5 раза ниже по сравнению с производительностью труда в США.

Елена Хромова, партнер BDO в России:

Чтобы стимулировать потребительскую активность населения, необходимо использовать такие эффективные методы, как программу утилизации автомобилей, субсидирование кредитных ставок и т. д. Кроме того, для повышения уровня потребительского спроса следует применять и новые подходы.

Эксперты исследовательского холдинга «Ромир»:

Одной из главных задач российской внутренней экономической политики должно стать восстановление потребительского оптимизма. В ближайшее время России не стоит надеяться на внешние рынки. А значит, единственный источник, способный возобновить экономический рост, - внутренний потребительский рынок.

Сергей Дейнека, эксперт банка «БКС Премьер»:

С одной стороны, если повседневные расходы россиян сохраняются на прежнем уровне, этот факт положительно влияет на поддержание экономического роста России. Однако, с другой стороны, чаще всего рост расходов связан с тем, что граждане берут все больше кредитов. Такая «закредитованность» в некоторых регионах приобретает опасную тенденцию к росту.

Нынешнюю экономическую ситуацию сложно назвать стабильной. И все же в данной ситуации нельзя считать стимулирование россиян к увеличению трат достойным выходом. Если идти по этому пути, можно получить так называемый «кредитный пузырь», а значит, велик риск испытать очередной финансовый кризис.

Центробанк выказывает серьезную обеспокоенность, связанную с надуванием «кредитного пузыря». Его специалисты делают все возможное для того, чтобы замедлить увеличение необеспеченных потребительских кредитов. Стоит отметить, что количество таких кредитов увеличивается в российских банках на треть каждый месяц. Правда, вряд ли стоит ожидать быстрых результатов: вероятнее всего, просрочка будет увеличиваться до середины 2014 года. После прохождения этого «пика» ожидается постепенное улучшение качества кредитного портфеля.

Алексей Ведев, директор Центра структурных исследований Института экономической политики Гайдара:

Чтобы перейти от экономике спроса к экономике предложения, необходимо создать предприятиям такие условия, которые позволят отзываться на расширение границ внутреннего спроса не увеличением цен, как это происходит сегодня, а возрастанием инвестиций и расширением производства.

В России теперь модно экономить
Анна Тимофеева Объективный взгляд на актуальные вопросы