В антитеррористическое законодательство внесены новые поправки, которые парламенту предстоит рассмотреть. Эта инициатива вызвана недавними терактами в Волгограде.
Парламентарии предложили расширить круг полномочий работников ФСБ: теперь они смогут при возникших подозрениях выполнять личный досмотр граждан, а также их вещей и транспортных средств. Таким образом, усилилась физическая охрана объектов в Москве.
Вторым пунктом предусмотрено ужесточение наказания по статьям, связанным с терроризмом. Например, захват заложников, организация и финансирования терактов теперь будут караться пожизненным лишением свободы. Кроме того, по этим преступлениям предлагается отменить срок давности.
Отдельный блок поправок посвящен ограничению финансирования деятельности террористов. Члены парламента предлагают уменьшить до минимума размеры перевода электронных денежных средств, - таких, например, как «Яндекс-кошелек». Если сегодня максимальная сумма одного перевода составляет 40 тысяч рублей, то согласно поправкам можно будет единовременно перевести не более 1 тысячи, а в месяц – не более 15 тысяч.
Будет введен более жёсткий контроль передачи информации в интернете.
Леонид Левин, справоросс, один из авторов поправок:
Будет установлен определенный порядок, согласно которому физические и юридические лица обязуют уведомлять Роскомнадзор о деятельности по распространению информации между пользователями. Сюда относятся владельцы всех интернет-ресурсов, за исключением тех, на которых не предусмотрены, к примеру, возможности для пользователей оставить комментарии. Однако новое правило коснется всех почтовых электронных ресурсов, СМИ, торрентов и социальных сетей.
Владельцы упомянутых инетрнет-ресурсов обязаны будут сохранять все данные о действиях своих пользователей на протяжении шести месяцев, а также предоставлять эту информацию соответствующим органам, иначе они будут подвергаться штрафным санкциям.
Олег Денисенко, депутат от КПРФ, один из авторов поправок:
Мы отдаем себе отчет, что, возможно, привыкнуть к нововведениям будет нелегко, они вызовут массу протестов. Однако следует понимать необходимость таких мер, - все это осуществляется на благо людей. При составлении поправок к законам мы руководствовались опытом зарубежных стран, в частности, Израиля, который больше всех страдает от террористов. В этой стране антитеррористическое законодательство значительно жёстче по сравнению с российским.
Владислав Гриб, Заместитель секретаря Общественной палаты России, член Президиума Ассоциации юристов России:
Обезопасить страну от терактов – главная цель поправок, вынесенных на рассмотрение в Госдуме. Новшества в законодательстве соответствуют имеющемуся международному опыту. При борьбе с терроризмом огромное значение имеет минимизация анонимности – как финансовой, так и информационной.
В настоящее время увеличивается количество неперсонализированных платежей, многие из которых проводятся через интернет. Есть основание предполагать, что крупные суммы нередко используют для оплаты противоправных деяний. Если будет ужесточен контроль в этом направлении, это вовсе не помешает свободному развитию интернета в России.
Никто не отменяет анонимности в интернете. Однако, в том случае, если существуют определенные подозрения относительно того или иного лица, правоохранительные органы должны иметь возможность отследить его действия в Сети.
Профессиональный терроризм достаточно силен. Если в России будет продолжать действовать информационная и финансовая анонимность, шансов победить терроризм у нас немного.
Что касается ужесточения наказания за террористическую деятельность, то, конечно, пожизненное заключение не напугает террориста, идущего на заведомую смерть, однако, вероятнее всего, напугает организаторов преступления и тех, кто его финансирует. Не секрет, что исполнители-смертники являются всего лишь пешками, разменными фигурами в большой игре лидеров. Необходимо понимать, что за каждым смертником стоит целая цепочка людей.
И все же ужесточать законодательство после каждого теракта – бессмысленно. Следует создать такие законы, которые смогут пресекать терроризм до того, как будут организованы и проведены теракты.