ГлавнаяМненияОбразование и наукаРоссийские студенты смогут учиться за границей за государственный счет

Российские студенты смогут учиться за границей за государственный счет

Согласно заявлению Александра Климова, замминистра образования и науки, российские студенты получат возможность учиться в ведущих зарубежных высших учебных заведениях, - при условии, что сумеют туда поступить самостоятельно. При этом государство берет на себя обязательство выплачивать им по 1,5 миллиона рублей ежегодно. Предполагается, что этой суммы студентам хватит на оплату обучения, приобретение учебных пособий, проезд и карманные расходы.

Как подчеркнул замминистра, с самого начала полностью исключается какая бы то ни было коррупционная составляющая. Любой молодой человек имеет право поступить в зарубежный вуз, входящий в определенный список, оставить на сайте заявку и встать, таким образом, в очередь. Пилотный прием студентов планируется начать уже в 2014 году, хотя программа «Глобальное образование» будет вести основной набор на 2015-2016 учебный год.

Александр Климов, замминистра образования и науки РФ:

Приоритет будет отдан соискателям, прибывшим из провинции. Более того: мы будем прилагать все усилия для того, чтобы окончившие зарубежные вузы молодые специалисты не оставались работать в Москве или Санкт-Петербурге, а ехали в глубинку – в отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока.

Кстати, подобные программы уже сегодня действуют в России. При этом основной проблемой является вопрос возвращения на родину отучившихся за государственный счет студентов. Дело в том, что юношеский возраст позволяет им быстро интегрироваться в зарубежный социум, и после нескольких лет жизни за рубежом далеко не всегда их тянет домой. Кроме того, многие зарубежные компании гарантируют оставшимся у них специалиста хорошую заработную плату, что является превосходной мотивацией.

Похожие программы сегодня действуют, например, в Татарстане, а также в других бывших союзных республиках. Особого разговора заслуживают особенности кавказского образования: отучившись по квоте в одном из передовых институтов Северного Кавказа, выпускники, вместо того, чтобы вернуться в родной регион и способствовать его процветанию, навсегда уезжают в Центральную Россию и забывают дорогу домой.

Несмотря на описанные проблемы, в настоящее время в России работает множество специалистов, которые учились и получали образование за границей. Среди них значительную часть занимают представители гуманитарных профессий.

Что же касается «технарей», то их достаточно трудно выманить обратно, на родину, после получения образования. Секрет в том, что на Западе они могут рассчитывать на щедрое финансирование, у них есть возможность пользоваться качественным оборудованием, лабораториями и научно-исследовательскими институтами, - то есть всем тем, что для России проблематично. Неразвитость технической базы у нас в стране – это повод не только остаться на Западе после завершения обучения, но и причина эмиграции многих российских состоявшихся ученых.

Мы наблюдаем замкнутый круг: чтобы привлечь специалистов с иностранными дипломами работать в России, требуются соответствующая инфраструктура и определенное благосостояние, но, чтобы создать это благосостояние, не обойтись без специалистов, выучившихся на Западе.

Чтобы свести количество «невозвращенцев» к минимуму, предлагается новая схема: с соискателем заключается особый контракт, предусматривающий выплату молодым специалистом неустойки в том случае, если он решит остаться за границей после окончания обучения в вузе. При этом сумма, указанная в контракте, будет превышать затраты на него государства в два раза.

Предусматривающий все эти нюансы Указ был подписан 28 декабря 2013 года Владимиром Путиным. Цель Указа – сохранить и приумножить в России кадры научных, медицинских, педагогических и инженерных специалистов. Интересно, что предыдущий вариант аналогичной программы «не прошел» именно по причине непродуманного механизма для потенциальных «невозвращенцев».

 

Российские студенты смогут учиться за границей за государственный счет
Анастасия Никитина Объективный взгляд на актуальные вопросы