Приемные комиссии очных отделений красноярских ВУЗов закончили работу. Несколько тысяч студентов защитили дипломные проекты, стали дипломированными специалистами и покинули стены родных alma mater. Куда они отправятся работать? И где через пять лет будут работать те, кто сегодня готовится стать студентом? Поговорим о рынке труда.
Для красноярского рынка труда (не только города, но и всего края) характерны, как принято говорить у специалистов, диспропорции. Они могут быть разными — отраслевыми, территориальными, но тем, кто ищет свое место на рынке труда, интереснее всего обратить внимание на профессионально-квалификационные диспропорции. При том, что ежегодно примерно две трети (в среднем) выпускников государственных ВУЗов находят работу, дефицит специалистов с высшим образованием составляет около 25% в структуре вакансий. При этом есть «перепроизводство» специалистов определенных направлений. Мы проанализировали материалы портала вакансий кадровых агентств Красноярского края и выяснилось, что, например, в металлургии количество выпускников превышает количество свободных вакансий (то есть потребности в специалистах) в 8 раз, в экономических специальностях — в 9 раз. А в образовании и педагогике число выпускников в 15 (!) раз больше, чем количество свободных мест. Примерно такое же соотношение сохраняется в специальностях гуманитарного профиля. То есть шансы найти работу «по диплому» весьма призрачны у экономистов, психологов и педагогов, зато примерный баланс «сколько выпускается — столько и нужно на рынке» сохраняется у выпускников промышленных, транспортных, строительных специальностей.
В свое время в рамках формирования стратегии развития Красноярского края были определены приоритетные сферы региональной экономики и перечень специальностей, которые будут нужны в ближайшую пятилетку. Он довольно большой, но отмечу, что в первой десятке нет ни экономистов, ни психологов. Зато есть специалисты в области производства полупроводниковой техники, машиностроители (производство высокотехнологичного оборудования), программисты, фармацевты, биотехнологи, материаловеды, транспортники, специалисты в сфере телекоммуникаций, инженеры по выпуску товаров производственного назначения, а также «розничная торговля» и «средства массовой информации». Это самые перспективные отрасли, где грамотных специалистов уже сегодня, как говорится, рвут с руками.
Конечно же, есть такая вещь, как призвание. И это благородно, когда молодой человек мечтает с детства стать моряком, бороздить просторы Мирового океана, и поступает в мореходное училище, и его мечта исполняется. Но часто ли так бывает? Если изучить мотивации, по которым абитуриенты выбирают будущую профессию, выясняются интересные вещи. «Родители посоветовали», «друзья подали документы, и я тоже», «институт недалеко от дома». Родители, друзья, ходить пешком — это все, конечно, хорошо, но вы уверены, что решение, принятое по таким мотивам, зрелое?
И еще одно явление — мода. Пошел учиться туда, где сегодня учиться считается модным.
Вчера было модно учиться на ландшафтного дизайнера. Завтра окажется, что самый последний писк — получать профессию, скажем, режиссера массовых зрелищ... Увы, но высшее образование периодически переживает такие «модные волны». У нас уже были моды на дипломы экологов, психологов, экономистов... Вот только мода проходит, а потом оказывается, что не нужно Красноярску столько экологов и ландшафтных дизайнеров. И возникает парадоксальная ситуация, когда рынок буквально задыхается без грамотных инженеров, когда предприятия и промышленные компании готовы брать толковых ребят с улицы, без образования, чтобы их научить, сделать классными специалистами. И они становятся профессионалами, и делают блестящие карьеры. А в это время дипломированные экологи стоят за прилавком и пакуют букеты. Разве не обидно?
Поэтому обдумывая житье, «куда пойти учиться», не слушайте родителей, не выбирайте институт поближе к дому и не спрашивайте, «кем сегодня модно быть». Найдите и изучите документы по рынку труда. Посмотрите, какие вакансии востребованы чаще всего. Почитайте раздел «требуются» в бесплатных рекламных газетах. Ведь все это напрямую коснется вас через пять лет, когда получите диплом.
1. Свежий взгляд на бизнес.
2. Ориентированность на читателя.
3. Оригинальное визуальное оформление.
4. В каждом номере присутствуют статья анализирующая тот или иной сегмент рынка или бизнес, комплексно описывающий тенденции, проблемы и сценарий возможного развития – от ритуальных услуг до внутреннего туризма.
5. Колумнистика.
Главный редактор – Данила Юсьма
Корреспонденты – Владислав Толстов и Евгений Волошинский
Тел. +7 (391) 2-66-7777
Коммерческий директор – Буриченко Светлана
Тел. +7 (391) 2-66-7777 вн. 1213