Евроконтроль наложил запрет на полеты в Крым европейским авиаперевозчикам. Это было сделано по рекомендации новых властей Украины. Евроконтроль обратился к европейским перевозчикам с настоятельной просьбой скорректировать маршруты таким образом, чтобы не нарушить «запретных зон». Для этого нужно будет скоординировать действия с центрами организации воздушного движения Украины, Болгарии, Румынии и Турции.
Еще до этого Россия направила запрос в Международную организацию воздушного транспорта с тем, чтобы статусы крымских аэропортов были изменены с украинских на российские. Есть мнение, что руководство организации даст на это согласие. Однако не исключена воздушная блокада Крыма, - по примеру Сухумского аэропорта в Абхазии, ведь Запад до сих пор не признал независимости этой страны.
Сергей Ковалев, председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров России:
Я убежден, что этот запрет – явление временное. Дело в том, что в настоящее время не вполне ясно, кому принадлежит воздушное пространство над полуостровом. С юридической точки зрения, Крым является суверенной российской территорией. Однако существуют не до конца оформленные документы. Именно эта неопределенность служит причиной для Евроконтроля, чтобы не давать разрешения на полеты в Симферополь и другие крымские аэропорты.
Следует понимать, что ни у Евроконтроля, ни у других организаций нет права запрещать диспетчерским службам производить обслуживание крымских рейсов.
МИД России, а также Минтранс в ближайшее время урегулируют все возникшие у Евроконтроля вопросы. В настоящее время, если европейцы собираются лететь в Крым, это придется делать через Москву, российскими авиакомпаниями.
Если все же начнет действовать блокада, чего исключать нельзя, то от нее пострадают, в первую очередь, сами европейцы.
Олег Аксаментов, директор Института воздушного и космического права Aerohelp:
Если смотреть на ситуацию сквозь призму международного права, то ее можно считать как правильной, так и неправильной. Государства, которые не признают того факта, что Крым теперь принадлежит России, считают воздушное пространство над полуостровом украинским. Это значит, что воздушное движение здесь должны обслуживать соответствующие службы Украины. А эти службы заявляют, что аэропорты Симферополя и Севастополя временно закрыты по техническим причинам.
В состав Евроконтроля в настоящее время входит 40 государств, в том числе и Украина. Евроконтроль не наложил запрет на полеты, а просто проинформировал, что воздушное движение над Крымом не обслуживается.
С точки зрения России, ситуацию следует видеть иначе, потому что полуостров перешел под юрисдикцию РФ.
В настоящее время между Россией и Украиной ведутся переговоры по распределению контроля воздушного пространства над полуостровом и Черного моря. Этим вопросом начали заниматься специалисты МИДа, правительства и Росавиации.
По факту, более 80% воздушного пространства над Крымом по-прежнему контролирует организация Украэрорух. Если точнее, управление осуществляют Одесский и Днепропетровский центры. Остальные 20% контролирует Крымаэронавигация. На деле это выглядит так: под управлением крымских авиадиспетчеров находятся полеты высотой до 1000 метров, а более высокие полеты контролируются украинскими диспетчерами.