Результатом встречи премьер-министра Болгарии Пламен Орешарского с американскими конгрессменами, стало его распоряжение о приостановки работ по проекту «Южный поток».
«Я распорядился приостановить текущие работы. Это вызвано тем, что со стороны Еврокомиссии, к нам поступил запрос о необходимости провести дополнительные консультации для определения хода дальнейших работ», - сказал премьер.
Напомним, начало проекта было положено в 2007 году после подписания первого меморандума между Российским концерном «Газпром» и Итальянским государственным нефтепромышленным объединением «Eni».
Результатом, стал проект – «Южный поток», с прокачкой 63 млрд м3 природного газа в год. Согласно проекта, газопровод должен проходить по акватории Черного моря: от российского побережья до Болгарии, с последующими отводами в Австрию и Италию.
Реализация данного проекта была намечена с целью бесперебойной подачи газа в Европу и недопущения транзитных рисков. Газовый кризис, который возник по вине Украины спровоцировал действия Росси на такие шаги. «Южный поток» был продолжением уже работающей программы «Северный поток». В Газпроме говорили, что в случае ввода в эксплуатацию южной ветки газопровода, Украина, как транзитер может перестать существовать.
Болгарские лидеры партий и представители правительства выразили свое возмущение требованиям ЕС.
Так, Георгий Пырванов (президент Болгарии 2002-2012гг., и лидер движения «Альтернатива болгарского возрождения») назвал недопустимой «попытку Брюсселя навязать остановку строительства «Южного потока», который предъявляет надуманные геостратегические, политические и геополитические аргументы. Европа получает газ по «Северному потоку», тогда как Болгария остается в этом вопросе незащищенной и «становится заложником двойных стандартов, которые навязывает ЕС».
Ранее, Драгомир Стойнев (министр экономики и энергетики Болгарии) заявлял, что строительство газопровода «Южный поток» стало заложником Российско- Украинского конфликта, и это – недопустимо. Нам необходима гарантия в том, что природный газ будет поставляться в Болгарию. Мы продолжаем вести диалог с Еврокомиссией, и 13 июня должна произойти встреча с представителями ЕК по обсуждению и возможном решении противоречий строительства части газопровода по дну Черного моря. Мы надеемся на решение существующих противоречий.
3 июня, из стен Украинской Верховной рады прозвучал призыв заблокировать строительство «Южного потока». На заседании парламента, премьер-министр А. Яценюк заявил, что «Украина является надежным транзитером, которая выполняет и будет выполнять свои обязательства».
В планах Киева реформировать НАК «Нафтогаз Украины» и создать публичные акционерные общества: «Украинские газовые хранилища» и «Украинская газотранспортная система». «Мы сделали предложение Евросоюзу и США по совместному использованию и модернизации украинской ГТС. Для этого, мы создадим новую компанию по эксплуатации магистральных газопроводов», - объявил он.
ЕС синхронно, с заявлением Яценюка направил болгарским властям официальное письмо с призывом приостановить строительство «Южного потока».
Представитель Еврокомиссии Антауна Коломбани сообщила, что Еврокомиссия заподозрила Болгарию при проведении тендера на строительство газопровода в предоставлении привилегий российским участникам.
В этот же день Д. Стойнев заявил о праве Болгарии объяснить свою позицию Брюсселю и провести с ним полноправный диалог.
Российская сторона также высказала свое видение на создавшуюся ситуацию.
Владимир Чижов (постоянный представитель при ЕС):
У Евросоюза нет не только полномочий, но и оснований для такого запрета, а основанием может быть только доказательство нарушений. Да и презумпцию невиновности никто не отменял. Я не владею деталями проведения тендера и предложениями российско-болгарского консорциума, но уверен, что юридически – все тщательно проверено. В таком серьезном проекте не может быть по-другому.
Ранее, Александр Новак (министр энергетики России) заявлял, что та ситуация, которая нагнетается вокруг Украины особенно ясно показывает важность проекта «Южный поток», и возрастающее противодействие со стороны ЕС – четкое доказательство этого.
Как отмечают эксперты, запрет реализации проекта ударит не только по «Газпрому», но и по многим международным компаниям (учредители проекта и поставщики оборудования). Так, у «Газпрома» – 50%, итальянской «ENI» – 20%, немецкой «Wintershall» – 15% и французской «EDF» – 15%. Немецкая Siemens AG поставляет электротехнические системы и контрольно-измерительные приборы. Японские компании Sumitomo и Marubeni-Itochu – трубы на сумму в 350 млн. евро.