Ситуация на Украине подтолкнула депутатов Псковской фракции ЛДПР к разработке законопроекта о создании в России частных военных компаний (ЧВК), которые были бы сейчас к стати для «защиты Российских интересов и бизнеса на территории Украины».
Данный проект закона о «Частных военных компаниях» уже активно обсуждается в Госдуме. Уже есть возможные варианты ответа на вопросы о том, как можно будет работу ЧВК согласовать со статьей Уголовного кодекса о «Наемничестве» и версии закона «Об оружии».
Речь идет о легализации военизированных негосударственных организаций, которые могли бы выполнять задачи по защите национальных интересов РФ за рубежам, когда использование регулярных ВС юридически или политически затруднено.
Франц Клинцевич («ЕдинаяРоссия»), - заместитель председателя думского комитета по обороне:
Это – нужный закон и у меня нет сомнений, что он будет принят. Однако, вначале предстоит серьезно поработать Министерству обороны и МВД.
В законопроекте должны быть проработаны и прописаны функции ЧВК. Надо рассмотреть вариант использования частными военными компаниями полноценного ассортимента вооружения.
Широкое использование частных военных кампаний в международной практике мы видим на примере Афганистана, где из присутствующих 140 тыс. военнослужащих, более 120 тыс. человек представляют частные военные кампании, где порядка 40 тыс. – охранные компании, в обязанностях которых входит несение службы и обеспечение очень многих некорректных вещей для государственных структур.
Тем не менее, это компетенция не депутатов фракции областного собрания. Для урегулирования всех нюансов, нужен уровень федерального законодательства.
Владимир Путин, в 2012 году, еще будучи премьер-министром рассматривал возможность создания системы частных военных компаний, которые при отсутствии участия российского государства предоставляли бы услуги по тренировке военных специалистов в других государствах и охране объектов. Он считал, что надо продумать и рассмотреть этот вариант, как «инструмент с помощью которого можно реализовывать национальные интересы российского государства без прямого участия».
Вадим Козюлин – военный эксперт старший научный сотрудник Центра политических исследований:
Это – очень скользкая тема из-за статьи 359 УК – «Наемничество». Известно, что отставные российские военнослужащие и другие специалисты во многих странах предоставляли свои услуги (Афганистан, Ирак, Курдистан, Шри-Ланка и др. горячих точках). На грани возможного они выполняли свои функции. Однако это все было за рубежом, но как эту статью применять местами – решение было тупиковым.
Анатолий Цыганок – руководитель Центра военного прогнозирования:
ЧВК надо было создавать еще лет двадцать назад, но и сейчас также этот вопрос является актуальным. У нас немало военнослужащих, которые по каким-то причинам не могут служить в армии и у них есть опыт боевых действий, которому лучшее примирение будет в ЧВК. Но такие компании не должны быть в руках олигархических структур.
Прежде всего, такая структура должна быть у Газпрома для охраны трубопроводов. Я считаю это очень важным, поскольку нефтепроводы нуждаются в охране, которые надо охранять, в том числе и от угроз терактов.
В. Козюлин: Практика использования подобных компания широко распространена в мире. В США, в большинстве случаях национальную безопасность обеспечивают частные компании. Плюсом можно назвать то, что государство, отдав часть государственных функций армии наемников – освобождено от головной боли. Эти компании действуют не только в Соединенных Штатах, но и в других странах в интересах США. Формально, государство не имеет отношения к какому-либо конфликту, однако, граждане Америки, за деньги выполняют эту работу.
Россия также может применить мировую практику использования ЧВК. Они могут охранять российские представительства за рубежом, иностранные инфраструктурные объекты, - которые имеют важное значение для интересов Росси или дружественных ей государств. Также они могут обучать за рубежом специалистов иностранных государств в сфере безопасности.
Я считаю, что у России существует потенциал для экспансии на рынке частных военных услуг.
Сотрудники многих западных ЧВК являются гражданами России. Эти специалисты работают в частном порядке. Большая востребованность в мастерах которые могут ремонтировать советскую технику. Подобные компании скрываются, работают полулегально – регистрируясь за рубежом. Почему бы это не вывести на цивилизованный уровень, зарегистрировать в России, чтобы они здесь платили налоги.
Однако, кадровая основа должна состоять из отставных сотрудников спецслужб и военных, как это делается за рубежом.
Александр Перенджиев – доцент кафедры социологии и политологии РЭУ им. Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов:
Когда пост министра обороны занимал Анатолий Сердюков, было массовое увольнение офицеров, которые сейчас ищут свое применение в криминальных структурах. Опыт офицеров запаса надо использовать в интересах страны и возвращать их в строй. Это – наш скрытый резерв.
В. Козюлин: Если этот законопроект будет разработан оперативно, то после его утверждения можно будет задействовать сотрудников российских ЧВК для миротворческих функций (сейчас идет обсуждение этого вопроса) на территории Украины в юго-восточных областях.
А. Перенджиев: Мы не говорим о возложении на них боевых функций. Речь идет о предоставлении интеллектуальных и информационных услуг, выполнения задач по материальному снабжению. Не исключено, что должны присутствовать и подразделения для выполнения функций узкого характера.
Возьмем к примеру пребывание войск РФ в Южной Осетии и Абхазии. Сейчас существует конфликт, поскольку Грузия считает это оккупацией. Но если вывести оттуда войска и ввести частные военные компании, то тогда Россия объявит об отсутствии ее войск. Американцы так делают. В Ираке, США после вывода своих войск оставили свои частные компании, которые охраняя определенные зоны, действуют в их интересах. Подобное ожидается и в Афганистане.
Наверное, сейчас уместно говорить о нахождении Российских ЧВК на территории Украины, где бизнес и интересы России нуждаются в защите. Таким образом, можно избежать контакта между официальными государственными структурами и не давать оснований межгосударственного военного конфликта.