В правительстве идет обсуждение причин низкого знания русского языка учащихся школ.
30 июня на очередном совещании у главы правительства России, выступила вице-премьер Ольга Голодец:
В этом году, ЕГЭ по русскому языку вскрыл очень серьезные проблемы. Есть регионы, в которых значительная часть учащихся не смогла набрать минимально допустимое количество балов. По причине значительной доли таких учеников нами были проведены специальные консультации, в результате которых снизили порог ЕГЭ для получения аттестата. Понимая, что учащиеся должны получить аттестат, мы пошли на такую вынужденную меру.
Можно смело констатировать, что в этом году, впервые ЕГЭ прошел без скандалов и честно, что является абсолютно хорошим стартом, поскольку более важным, чем итоги честного экзамен, в настоящее время не может быть.
Теперь, по результатам ЕГЭ, мы имеем возможность прямо посмотреть на работу системы образования и принять ряд мер.
Для регионов и учебных заведениях, которые показали отрицательные итоги тестирования, уже готовятся программы по изменению системы образования и повышению квалификации педагогов.
В дальнейшем, нам хотелось бы отказаться от подобных результатов.
Дмитрий Медведев – премьер-министр РФ:
Это не означает, что русский язык упал до драматического уровня, а означает то, что мы применили более объективный подход. Давайте скажем по-честному: в советское время также во многих регионах были проблемы с изучением русского языка. Тогда также использовали разные способы, чтобы улучшить эти показатели.
Это – хорошо, что мы получили такие результаты. Мы увидели, что необходимо уделять больше внимания тому, на что раньше не обращали внимания, а не скрываться за благодушными оценками которые в свое время демонстрировали эти регионы.
Дмитрий Ливанов – министр образования науки РФ выступил на Всероссийском совещании:
По результатам прошлого года, порядка 11 тыс. из более чем 700 тыс. школьников по всей Российской Федерации, не смогли превысить требуемый пороговый балл при проведении тестирования по русскому языку. В этом году было бы около 30 тыс. таких учащихся. Если бы мы оставили прежнюю оценку тестирования, то в итоге, мы бы имели более 40% тех, кого пришлось бы оставить на второй год или не смог пройти аттестацию, а не 1,5%.
Сейчас идет активное обсуждение вопроса о введении профильного и базового уровней в обязательных экзаменах. Прежде всего речь идет о математике и русском языке, где в базовом уровне будет производится оценка по принципу «зачет-незачет», что будет достаточно для выдачи школьного аттестата, а профильная оценка необходима для тех, кто будет дальше поступать на профильные специальности и в вузы. К этой системе мы перейдем только после того, как она будет разработана, но скорее всего в следующем году этого еще не будет.
В этом году, Рособрнадзор пошел на 12-ти бальное снижение необходимого минимума, требуемого для выдачи аттестата по итогам ЕГЭ, определив его на уровне в 24 балла, вместо 36 балла, необходимых ранее.
Виктор Садовничий – ректор МГУ:
Смягчив требования к знаниям русского языка, мы значительно сократили количество двоечников.
Понижение минимального балла оценки русского языка было продиктовано статистикой. Я смотрел эти графики. Не снизив баллы, мы бы получили двоек на 20% больше. Пока эти данные – предварительные и учет пересдачи не принимали во внимание.
Константин Ушаков – главный редактор журнала «Директор школы»:
Причины изменения результатов можно проследить и в уменьшении давления на школы со стороны губернаторов. В оценку качества их деятельности раньше входил и средний результат по ЕГЭ, чего нет сейчас. Уменьшение давления показало более корректные результаты, поскольку ориентировка вертикали была направлена на показание высоких результатов.
Одновременно с этим, ужесточился контроль при проведении ЕГЭ, методом исключения возможностей списывания и недопущения утечки реальных вариантов ответа в интернет.
Сергей Волков – учитель русского языка и член комиссии общественной палаты по развитию науки образования:
Пришло время говорить о том, что качество экзаменационных материалов необходимо выводить на новый уровень. Поскольку от предлагаемого нами для тестирования обуславливает то, как мы сами представляем эти знания.
В тех заданиях, которые мы выставляем при ЕГЭ, присутствует заметная часть схоластики вещей. Если мы уйдем от этого при экзамене, то увидим совершенно другие результаты, поскольку существуют темы, которые никогда не пригодятся в настоящей жизни.
Нельзя не отметить и слабые моменты, которые были выявлены в этом году в системе проверки. Речь идет о гуманитарных предметах с высоким процентом субъективности, и где большое количество заданий не поддаются проверки и формализации.
Надо организовывать честную процедуру проверки, при которой невозможно будет списать, но по результатам будет видно, например, то что отсутствуют знания по литературе. А если мы более детально пойдем разобраться в причинах этого, можем, например, выяснить, что ребенок не поставил инициалы писателя.