В конце августа томский губернатор Сергей Жвачкин презентует новую структуру областной администрации. Формально – ничего особенного, событие, которое не войдет в анналы томской истории. По сути – будет дан старт новому витку развития томской внутренней политики. И кто знает, сколько голов полетит в борьбе за влияние в регионе?
Бессилие власти
Пока в Томске, как в Багдаде, все спокойно... Сергей Жвачкин, похоже, побил все рекорды по формированию губернаторской команды. Прошло уже полгода, как он вступил в должность. Но своей команды, как показывает практика, пока так и не создал. В работе приходится опираться на старые, «крессовские», кадры. Именно они держат руку на пульсе региона. Симптоматично, что уже дважды продлевались контракты заместителям, которые работали еще при В. Крессе. Если поначалу местная элита пыталась видеть в С. Жвачкине «новую метлу», то теперь, похоже, не ждут от него даже «веника». То, что из областной администрации ушли два заместителя: по экономике – Борис Мозголин и по вопросам безопасности - Юрий Сухоплюев, было предсказуемо сразу. Так же как решение Сергея Жвачкина назначить бывшего губернатора Виктора Кресса сенатором…
За полгода губернаторства Сергей Анатольевич ничем особым себя не проявил (возможно, сказывается отсутствие политического опыта). Да, раскритиковал городские власти за внешний облик областного центра. Да, сделал несколько громких заявлений по поводу состояния экономики региона и его потенциала. Но вот случился форс-мажор – лесные пожары, которые томская земля не видела лет сто. Настоящее испытание для областной власти. Пожары, по мнению экспертов, продемонстрировали неготовность регионального руководства к антикризисному управлению. Лето, все расслабились, некоторые из руководителей вообще в отпуск ушли... А область горела. Горела сильно и очень долго.
И так вышло, что за то время, когда Сергей Жвачкин находится у штурвала региона, самым значимым событием стали как раз масштабные лесные пожары. Не яркие законодательные инициативы, ни крупные инвестиционные контракты, ни презентация новых социальных программ. Был лишь огонь и бессилие власти перед разбушевавшейся природной стихией. От такой «содержательной повестки» дня в регионе федеральный центр, как поговаривают, далеко не в восторге...
Томский Фигаро
Однако вернемся к кадровой политике нового губернатора. Она заслуживает отдельных комментариев, ибо некоторые решения вызывают откровенные опасения и вопросы.
Недавно Сергей Жвачкин озвучил, кто станет его новыми заместителями (сейчас они в статусе советников, а после утверждения структуры станут полноценными замами). Среди них лишь один «варяг» - алтаец Андрей Кнорр. Остальные, как оказалось, вовсе не «хорошо забытое старое»: Владимир Жидких, Юрий Гурдин и Вячеслав Семенченко. Причем В. Жидких, по оценкам экспертов, станет ключевой фигурой новой администрации. Не случайно персону заместителя губернатора, отвечающего за внутреннюю политику, согласовывают в Администрации Президента. Считается, что Владимира Жидких согласуют без особых проблем, и он в третий (!) раз станет томским вице-губернатором.
По мнению экспертов, фигура В. Жидких, который имеет богатый управленческий опыт, неоднозначна. Читая его биографию, возникают ассоциации с Фигаро. Везде поспел! Дважды заместитель у Виктора Кресса, занимал должность представителя Президента в Томской области, в Государственной Думе был депутатом, два раза становился сенатором в Совете Федерации.
Имя Владимира Жидких не раз появлялось в эпицентре крупных скандалов. То известный томский оппозиционер Сергей Зайков обвинял В. Жидких организации «налета» на его квартиру, то журналисты нашли элитный коттедж сенатора. Но самый громкий скандал был связан с арестом бывшего томского мэра Александра Макарова. Последний заявил, что дело в отношении него носит исключительно политический характер, и одним из заказчиков является Жидких. А о нем А. Макаров выражался так: «потрясающая смесь лжи и некомпетентности»…
Достаточно вспомнить, что в 90-е годы В. Жидких играл значительную роль в томской политике. Он постепенно прибирал к рукам нити управления, везде расставляя своих людей. В том числе – руководителей силовых структур. Поговаривают, что с ним считался даже томский криминалитет. Он «дирижировал» на всех крупных выборных кампаниях и во внутренней политике региона. Совсем не случайно он расстался со своей должностью заместителя губернатора. Многие чиновники полагают: его влияние стало таким, что Виктор Кресс в свое время решил вовремя «избавиться» от своего строптивого подчиненного. Так В. Жидких оказался в Москве: сначала в роли депутата Государственной Думы, а потом сенатора. Жидких, кстати, не скрывал, да и не скрывает (так, например, написано в его блоге), что он намерен побороться за пост губернатора. В связи с этим возникает закономерный вопрос: его новое назначение вице-губернатором – не часть ли многоходовой партии, которую намерен Владимир Александрович разыграть в будущем? Ведь по части подобных политических ходов и интриг он большой мастак. Именно с его приходом в томский «белый дом» и могут начаться принципиальные кадровые перестановки.
Кому щи Жидких, кому Жвачкин мелок...
Первые отголоски этого подхода уже слышны. Весной этого года первым замом главы Северска стал Николай Диденко. Событие сразу вызвало резонанс в томской политической среде. Почему Н. Диденко бросает пост заместителя мэра Новосибирска – одного из крупнейших мегаполисов страны? И на что меняет? Даже не на Томск, где он когда-то работал вице-мэром, а на город-спутник Северск. Совершенно нелогичный поступок. Сам Диденко по этому поводу лишь сказал: «Мне это нужно».
По всей видимости, неспроста состоялось его новое назначение. Местные аналитики уже окрестили возвращение Н. Диденко как часть «многоходовой комбинации». Задача которой, как минимум – пост главы Томского района, пожалуй, самого «привлекательного» муниципального актива, где можно получить земельные участки для строительства. Задача-максимум – должность мэра Томска. Поговаривают, что томский мэр Н. Николайчук может не досидеть до конца срока своих полномочий. Слишком много нерешенных проблем, слишком много вопросов к нему накопилось… И хотя до выборов еще два года, но интрига раскручивается уже сейчас. Поэтому, вполне возможно, что возвращение Н. Диденко из Новосибирска прошло не без участия Владимира Жидких. Если последний намерен стать губернатором Томской области, то мэр областного центра, вполне логично, должен быть его человеком.
Любопытное совпадение: оба почти слово в слово прокомментировали в СМИ возвращение на родную землю, каждый подчеркнул, что он сохранил в паспорте томскую прописку… Другие разговоры касаются должности заместителя губернатора по социальной политике, которую сейчас занимает Владимир Самокиш, и его возможной отставке.
В качестве одного из наиболее вероятных претендентов на этот пост называют Евгения Копасова, чей «звездный час» пришелся на 2009 год. Тогда он проходил в качестве свидетеля по делу руководителей федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). На суде он давал показания против заместителя директора ФФОМС Натальи Климовой о том, что она вымогала у него взятку взамен на субвенции для томского ФОМС. История мутная. Копасов подтвердил, что в самом деле передал ей 1,5 миллиона рублей, которые ему дал… директор одной из томских страховых компаний. Просто так. Такие вот альтруисты-страховщики в Томске. Но адвокаты Климовой утверждали, что у Копасова самого «рыльце в пуху» и он сознательно оговорил свое руководство, когда запахло «жареным». Если верить слухам, то тогда Е. Копасова помог «отмазать» (то ли уголовное дело прикрыть, то ли не дать ход следствию)… Владимир Жидких. Сам же Евгений Анатольевич, спустя несколько дней после дачи показаний в суде, уволился из томского ФОМС. Срок контракта подошел к концу. Тем не менее, данная история (а это всего один эпизод его биографии), заставляет задуматься о репутации любого управленца. Несложно догадаться, наверное, с каким «усердием» он мог бы работать на должности заместителя губернатора.
Ученый и пенсионер. Лоббисты в дефиците?
Другая политическая интрига в Томске разворачивается вокруг освободившегося места сенатора. По имеющейся информации, В. Жидких желал бы видеть на этом месте «техника» - слабую, несамостоятельную фигуру. Вообще, в регионе складывается уникальная ситуация! Реально, у области федеральных лоббистов «кот наплакал»: депутат Думы Л. Огородова, да сенатор В. Кресс – первая больше занята наукой и работой в профильном комитете Государственной Думы, второй… фактически на почетной пенсии. Ученый и пенсионер. Ставить после этого сенатором этакую «серую мышь» - явно странное и проигрышное решение для интересов области.
Очевидно, что региону в качестве сенатора необходимо «свежее лицо»: современный, энергичный управленец новой волны. Причем точно не из «крессовских», обладающий серьезными связями и контактами. По мнению экспертов, это может быть представитель крупного бизнеса, который мог бы говорить с федеральной политической и бизнес-элитой на одном языке, способный привлечь в Томскую область инвестиции и системно продвигать имидж региона на федеральном уровне.
Не успело еще остыть сенаторское кресло, после ухода из Совета Федераций, В. Жидких, как на его место стали прочить Сергея Ильных – председателя томской городской Думы. Но он официально заявил, что намерен строить свою карьеру в родном городе. Одновременно всплыл другой кадровый вариант: руководитель «Сибирской аграрной группы» Андрей Тютюшев. Его кандидатура в качестве сенатора рассматривалась около года назад. Но в силу ряда причин он не попал в Совет Федерации, хотя, как говорят, прилагал к этому огромные усилия. Кстати, формально он как раз соответствует экспертным заключением, что приводились выше.
Но суть, пожалуй, не в конкретной персоне. Если сенатором все-таки станет некий статист, марионетка, то от этого проиграет и губернатор, и весь регион…
Тандем Двух "Ж"?
Как ни крути, но вся деятельность Сергея Жвачкина рассматривается через призму сравнения с Виктором Крессом, который руководил областью не один десяток лет. Надо признать, что при нем сложилась оптимальная модель управления регионом. Кстати, многие аналитики, да и политики в регионе не без основания считают, что возвращение О. Козловской на позицию первого зама губернатора из кресла спикера Законодательного собрания было бы лучшим вариантом для С. Жвачкина. Будучи губернатором, Кресс никогда не лез в детали. Он умел сохранять «политический баланс» в области, задавал основные векторы, а его замы прорабатывали все до мелочей. В этой связи сложился эффективный тандем Кресс-Козловская. Именно О. В. Козловская, будучи первым замом, долгие годы была правой губернаторской рукой. Но при этом все равно была второй. Потому что Кресс и только Кресс всегда был властной персоной № 1 в регионе.
Можно ли подобное сказать о губернаторе С. Жвачкине? Думается, что пока нет ответа на этот вопрос. Может быть не так много времени прошло с момента его назначения. Однако, все сильнее возникает ощущение, что он находится в неком вакууме, не имеет под собой опоры. Не потому ли некоторые, в том числе кадровые, решения принимаются им спонтанно, либо под влиянием сверху (или сбоку?). Принимаются, без оглядки на последствия. В том числе для имиджа действующей власти в регионе, тем самым девальвируя ожидания жителей области от нового начальника. Однако, эффект новизны быстро проходит…
По слухам, которые аккумулируются в томской политической среде, губернатор фактически дает карт-бланш В. Жидких на управление регионом, а сам дистанцируется от текущих проблем. Если это так, то подобное решение может стать миной замедленного действия, если не сказать больше - роковой ошибкой для губернатора. Новый тандем двух «Ж» - Жвачкин-Жидких - вызывает много вопросов на перспективу. Главное, чтобы в ближайшей перспективе политика первых лиц не завела область в тупик…