Желание России продавать свои энергоносители за рубли в ближайшее время – неосуществимо. Такая идея высказывалась неоднократно. Она нашла поддержку на высоком уровне. Президент РФ Владимир Путин одобрил идею, но с оговоркой, что «это – непростая история». Что имел в виду президент, и какие сложности существуют на этом пути – разбиралась газета «Взгляд».
Владимир Путин: Это – правильное направление и к этому мы должны стремиться, однако, это – непростая история.
Торговля энергоносителями на биржах осуществляется в долларах, и это является давно сложившейся мировой практикой, которую достаточно сложно сломать. Естественно, что компаниям в России, торгующим энергоносителями интересны расчеты в евро и долларах.
Несомненно, что монополия доллара для энергетического сектора мировой экономики – идет во вред. Сразу сломать ее наверняка не получится, но это не является поводом, чтобы отказаться от того, чтобы предпринимать шаги в этом направлении. России необходимо продолжать договариваться с разными странами о торговле в национальных валютах: товарами и энергоресурсами.
Платон Магута – управляющий активами УК «Фонда Магута»:
Быстрый отказ от доллара – невозможен и неэтичен, поскольку он может привести к бедствию во многих регионах, за которыми последуют вооруженные конфликты, что может вылиться в третью мировую войну.
Для того, чтобы без стресса свергнуть доллар – необходимо терпение и целенаправленная работа двух поколений, а это – лет 50-70. При бездействии же и полвека будет мало.
Пол Крейт Робертс – американский экономист и публицист:
Россию на этот путь, к счастью, толкает сам Вашингтон. Соединенные Штаты через санкции в стремлении изолировать Россию не замечают, что действуют против своих же интересов, поскольку используя их как инструмент давления, вынуждает отказываться от долларовой системы.
Собственно говоря, выдвинутые России санкции и стали спусковым крючком к тому, что Китай и Россия объединились против гегемонии доллара. Между Центробанками была достигнута договоренность о проведении валютных свопов (обмен валюты) для экспортных расчетов в юанях и рублях. Теперь китайские предприниматели будут иметь рубли для инвестирования, а российские компании – юани. Между тем, страны ТС уже ведут расчеты в рублях.
Бартерная сделка между Ираном и Россией по покупке нефти в обмен на товары, также расшатывает монополию доллара. Не так давно последовало предложение России со стороны Турции выполнять торговые взаиморасчеты в национальных валютах. Москве не имеет смысла отказываться от такого предложения. По итогам 2013 года, торговый оборот между странами составляет 32,7 млрд. долларов. Не возникает сомнений, что в ответ на европейские санкции, он значительно взрастет.
Далее, по аналогии, возможно привлечение и стран Латинской Америки, торговля с которыми идет в нарастающей динамике. Затем, страны БРИКС перейдут на национальную валюту или создадут новую резервную валюту. Это процесс не одного дня, но его результат – понятен.
Таким образом, при сотрудничестве России с другими экономикам (крупными и не очень), через лет 50, она сможет достичь того, что достигла США в 1973 году, когда доллар стал единственной валютой, которую свободно можно обменять на другую валюту. Однако, это произошло благодаря долгой и планомерной работе.
Не смотря на то, что США не добывают золото, у нее фактически – самое большое накопление банковского золота. Во время Второй мировой войны, Соединенные Штаты продавали все свои товары за благородный металл.
Платон Магута:
Трудно пока представить, что будет из себя представлять через пол века мировая замена доллара. Возможно, что рубль придет на смену. Успех доллара пытается повторить евро, но это – еще слишком молодая валюта. По другому варианту – заменой доллара может быть китайская валюта. Китай обладает крупнейшим золотовалютным запасом, что может обеспечить стабильность его валюты. Однако, юань тоже только начинает свой путь.
Наталья Самойлова – глава аналитического департамента «Golden Hills-КапиталЪ АМ»:
Нельзя исключать, что монополизм доллара в конечном итоге может сломить некая корзина валют, но ввиду своей широкой распространенности, доллар все же будет ключевой валютой.
Технически выполнить перевод расчетов с доллара на рубли – не является проблемой, основное – согласовать с покупателем. Но одновременно с этим возникают неудобства как у продавца, так и у покупателя.
Так, чтобы купить у России нефть и газ за рубли, иностранным компаниям вначале необходимо у России купить рубли за евро или доллары, оплатив комиссию, а затем эти же рубли через экспортеров отдать назад в Россию. На такой лишней операции у покупателя возникают транзакционные издержки.
Здесь надо еще учитывать колебание курса рубля и евро по отношению к доллару, на котором, например, как европейский трейдер, так и Газпром могут понести потери.
Плюс ко всему: Российские корпорации получая кредиты в долларах и получая выручку в долларах – избегают потерь при постоянно меняющемся курсе. При кредитовании в долларах, и выручке в рублях – в секторах может быть минус.
По сути, доллар является не просто валютным активом, убежищем, которое страхует от всех потенциальных рисков. Важно не то, в какой валютой выполняются расчеты, а то, какую валюту аккумулируют покупатели – признавая ее стабильной. Рубль пока не может являться таким надежным активом.
Поэтому даже если и потребовать от зарубежных партнеров расчеты в рублях, хранить на своих счетах рубли они не будут, приобретая их только для оплаты. На американскую систему это никак не повлияет. Тем более, что в мире – рублевый ВВП не более 7%.
Арабские страны, имеющие огромные инвестиции в долларах также не торопятся отказываться от американской валюты. Плюс ко всему, ценообразование на нефть зависит от бирж на которых осуществляются сделки в долларах.
Дмитрий Лукашов – аналитик «IFCMarkets»:
В этих условиях, страны-производители почти не могут оказывать влияние на цену своей нефти, и ее стоимость фактически, определяют Соединенные Штаты, как основной потребитель и эмитент валюты. Для России же – необходимо, чтобы учитывались интересы стран, добывающих нефть.