В последнее время идет активное обсуждение о возможности управления украинской ГТС тремя западными компаниями. Одна из них – Chevron. Такую возможность предоставляет правительство Украины – принятым Верховной Радой законом. Насколько в реальности зарубежные компании пожелают взять на себя ответственность за обеспечение газом Европу, и насколько это им нужно – разбиралась газета «Взгляд».
Принятый Верховной Радой закон о разрешении аренды или управления магистральными газопроводами и подземными хранилищами Украины американскими и западными компаниями стал итогом работы правительства Украины в середине августа. Согласно этого закона, «Нафтогаз» намерен до 49% отдать в СП для оперативно-технического управления. 51% акций, оставляет за собой государство.
Один из источников сообщил, что после вступления в силу вышеуказанного закона, западные компании намерены сразу подать заявки. По словам другого источника, три компании уже направили свои предложения со своим согласием, среди которых – американская: Chevron. В компании Chevron пока не подтверждают, и не отрицают данную ситуацию.
Прояснение ситуации ожидают не менее, чем через месяц, поскольку надо еще получить ответы на множество как финансовых, так и технических вопросов, а потом начинать двигаться в этом направлении.
Юрий Корольчук – член наблюдательного совета Института экономических стратегий (Украина):
С экономической точки зрения, ни европейским, ни американским компаниям – ГТС Украины – не нужна. Интерес к Газотранспортной системе может быть проявлен только компаниями, занимающимися добычей газа на украинской территории, для поставки некоторых добытых объемов через нее с последующей транспортировкой в ЕС без участия России.
С одной стороны, здесь можно было бы проследить интерес Shell и Chevron, поскольку эти компании собираются выполнять добычу газа на Украине. Однако, в настоящее время этот вариант развития выглядит – сомнительно, поскольку ни одна из этих компаний не ведет газовых разработок на территории Украины. Кроме того, сейчас вообще, перед Chevron стоит вопрос о прекращении и заморозке на Одесском участке работ по освоению сланцевых месторождений газа. В планах компании были заложены инвестиции на геологоразведку – 1.3 млрд грн., и в случае разработок в промышленном объеме – еще не менее 25 млрд. грн. Но к данным работам, так и не приступили.
Мощность прокачки газа через украинскую ГТС составляет – 140 млрд. куб/ м. в год, тогда как транзит по итогам прошлого года, составляет – 82 млрд. куб/м. газа. С этого объема транзита – владелец ГТС имеет прибыль. Но, для прибыли хотя бы, условно, в два раза меньше настоящей – надо прокачивать газа не менее 40 млрд. куб/м., тогда, как столько голубого топлива на Украине – не добывается ни собственной, ни зарубежной компаниями.
Причем, собственная добыча, которая составляет 20 млрд. куб/м. – будет только снижаться, поскольку та, которая есть – происходит за счет дожима работающих скважин.
Договориться новому совладельцем Украинской ГТС с Азербайджаном или Туркменистаном для транзита газа в ЕС, например, можно было бы, но свободного газа в среднеазиатских странах – не много. В любом случае, без российского газа поставлять необходимые объемы голубого топлива – невозможно, а для этого необходимо договориться. При данной конфликтной ситуации между ЕС, США и Россией, это – маловероятно.
Экономическая составляющая работы ГТС без «Газпрома» – не прослеживается, поскольку, альтернативного поставщика – не существует. Использование газотранспортной системы только на внутренний рынок – будет означать остановку работы газовых хранилищ и магистральных мощностей.
Мы вновь видим очередные политические игрища вокруг украинской ГТС, поскольку принимать участие в тендере этим кампаниям – экономически невыгодно.
Интерес же европейских компаний в управлении украинской ГТС может заключаться в возможности гарантийного бесперебойного транзита российского газа.
У американцев может быть, наоборот – противоположная цель: осуществить угрозу властей Украины и перекрыть транзит в Европу, чем смогут реализовать свою главную цель – еще сильнее рассорить Россию с Европой, нанеся их экономикам сильный удар.
Этим они смогут убрать одним ходом двух своих главных конкурентов на геополитической арене, сохранить свой однополярный мир, которой трещит по швам.
После этого они могут вогнать Европу в зависимость от своих энергоресурсов, которые значительно дороже существующих в ЕС, навязав значительной части Европы – угольную генерацию.