ГлавнаяМненияОбразование и наукаСамая важная цель образования

Самая важная цель образования

 

То, что принято называть современным образованием, сегодня напоминает какую-то средневековую алхимию. Во времена Средневековья алхимики не то что плохо представляли себе свойства и природу веществ, они даже не имели каких-то конкретных целей. Вернее – их цели были очень туманны.

О системе обучения и современном образовании рассуждает  Дмитрий Штамм, руководитель Службы поддержки пользователей ЗАО «ВИТ», публицист, член Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SpbCIOClub:

Тот самый «философский камень», о котором сложено столько легенд и басен, имел невероятно «разносторонние» свойства даже в своих названиях – «пятый элемент», магистерий, красная тинктура, эликсир философов… Он был то ли жидкий, то ли твёрдый, то ли ещё какой-то.

Все опыты алхимиков очень часто заключались лишь в смешивании каких-то ингредиентов в каких-то пропорциях для какой-то проверки.

Примерно так и выглядит наше образование – сегодня оно смешивает в каких-то пропорциях какие-то воспитательные методики с какими-то знаниями, чтобы в результате получить какой-то результат. Выдающиеся успехи встречаются у уникальных педагогов, которых можно пересчитать по пальцам. В большинстве случаев результатов особых нет.

Оскар Уайльд говорил, что «…ничему из того, что следовало бы знать, научиться нельзя». На самом деле, я с ним согласен. Очень сложно научиться быть счастливым, чувствовать, любить, существовать в гармонии с собой и окружающим миром. В наше время это очень сложно. Но, тем не менее, к этому нужно стремиться.

С чего начать? – Начать с «не знаю». Начать с того, чтобы к 17 годам человек уже действительно знал, чего он хочет. Безусловно, для этого придётся пересмотреть всю систему обучения. Придётся изменить цель образования. То есть не просто вливать в детские голову информацию, чтобы «хоть что-нибудь когда-нибудь пригодилось», а определять систему наклонностей ребёнка, его мотивацию.

Да, я согласен с тем, что нам постоянно сейчас говорят, будто бы нужно выявлять в своих детях таланты. Это так. Только я предлагаю не вешать это целиком и полностью на родителей, которые просто могут не иметь соответствующих навыков или времени на это. Я предлагаю сделать это частью процесса образования. Не то что частью, а основным процессом, самой главной целью образования. И когда наклонности будут определены, заниматься с детьми в индивидуально составленных группах. Или же, как минимум, в группах со схожими интересами. Не запихивать в них все знания человечества, а давать только то, что ребёнку будет нужно. И совершенно не стоит бояться того, что из-за такого «специализированного» обучения дети вырастут ограниченными людьми. Наоборот, если ребёнок находится в той среде, где он получает вещи и знания, которые ему нравятся, к чему он склонен, он захочет развиваться дальше, изучая все смежные области и сферы, совершенно не связанные с его предпочтениями.

Ну, скажем, можно рассмотреть структуры, которые уже используют подобные схемы: музыкальная школа –далее консерватория, художественная школа – далее архитектурный институт или институт живописи. Да, безусловно, ребёнок будет вынужден всё равно учиться в обычной общеобразовательной школе, но он будет именно что вынужден. Потому что большинство предметов, изучаемых там, никогда ему не пригодятся.

Разумеется, всё описанное выше – это только концепция. Концепция, которую основали на существующих механизмах, и концепция, вероятно, ограниченная.  И совершенно точно – не идеальная. Эта концепция даёт возможность взглянуть на проблему образования под другим углом, с другими механизмами решения и другими базовыми ценностями.

Эта концепция позволяет понять, что введение ЕГЭ или размер отчётов учителей перед Образовательным комитетом – не ведут к решению проблемы. Несмотря на то, что проблема эта фундаментальна, и является отправной точкой для множества других проблем – бездарно потраченные 11 лет обучения в школе, неправильно выбранный факультет в ВУЗе, разочарование в своей профессии, работа, которая вызывает только отторжение и, как следствие, полностью растраченная жизнь…

Ежегодно мы видим миллионы выпускников, которые мотивированы установками общества потребления, но совершенно не подготовлены к взрослой жизни. Это и не плохо, но и не хорошо. Погружая их такими во взрослую жизнь мы загоняем их в состояние когнитивного диссонанса. А выбираться они из него будут пять или десять лет. Пять или десять лет адаптации!! А чем мы занимались до этого?!!

Не знаю, может быть у вас складывается впечатление, будто бы я считаю, что стоит только обществу и системе образования помочь ребёнку или подростку, как сразу всё станет замечательно? – Нет, конечно, нет. Увы, но много зависит от семьи, где в большинстве своём человек формируется как личность. Сколько сейчас этот процесс занимает по мнению психологов? Пять лет? Три года? А может и вовсе это складывается в перинатальном периоде? В утробу матери мы, конечно, никак не залезем со своими теориями. Но есть много факторов, на которые мы не можем повлиять в настоящее время. Однако в тех сферах, где это возможно, необходимо действовать. И образование – одна из главных таких сфер. Мы ведь всё равно недовольны нашим образованием, так почему кардинально его не изменить? Для того, чтобы наше образование не столько давало нам знания, сколько помогало определить главную цель.

А потом, лет через пятнадцать-двадцать, скажем:

«…ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя.

Но мы пытаемся…»

Самая важная цель образования
Виктор Самохвалов Объективный взгляд на актуальные вопросы